Дело к выборам: геноцид армян 1915 года и Франция
23. декабря 2011 | От prawda-admin | Категория: ситуацияФранция обладает большой, исторически сплоченной и сильной диаспорой армян. Из ее среды вышли деятели бизнеса, культуры и политики. Поэтому новые инициативы Франции, а именно закон, позволяющий уголовное преследование тех, кто отрицает геноцид армян 1915 года, никого не удивил. Ведь армянская диаспора голосует очень сплоченна, а ее численность — пятьсот тысяч человек. К выборам в старой республике всегда придумывают какие-то далекие от современности, но заводные способы поддержать правящую партию.
Принятие нижней палатой французского парламента закона о уголовном преследовании отрицания геноцида армян — весьма спорный шаг, как и принятый до этого закон об аналогичных наказаниях за отрицание геноцида евреев при Гитлере. Спорен он не потому, что есть основания сомневаться в тех или иных обстоятельствах и особенностях, позволяющих отнести события тех лет к геноциду. Это дело историков, а историки всегда тесно связаны с политиками. Спорен он прежде всего потому, что это «наказание без преступления», потому что в результате этого отрицания никто не страдает. Фактически, закон предусматривает уголовное наказание свободы слова в неком частном случае. Подобную практику следует всячески осуждать: она порождает каскад ненужных правил и проблем и в конечном счете уничтожает идею правосудия. По новому закону «отрицание» светит годовым сроком тюрьмы и штрафом в 45 тысяч евро. Ему подлежат все, кто находится на территории Франции — и внимание! — на какой бы территории они не отрицали геноцид как таковой. Т.е. турок, написавший в своем блоге, что он не верит в геноцид 1915 года становится дожником и преступником во Франции.
Самые известные города Франции уже признали геноцид армян. Итак, французы с легкостью пошли на этот противоречивый закон. Кворума не было (он не нужен в французской парламентской системе). 50 депутатов высказалось за принятие закона, шесть — против. Голосование проходило в очень наряженной атмосфере — под зданием парламента проходил пятитысячный митинг протеста турок. Причина — в позиции Саркози, который посредством этой видимой уловки набивает рейтинг своим преемникам.
Отметим, что Николя Саркози всегда был ярким противником вхождения Турции в Евросоюз. Конечно, сейчас этот вопрос потерял былую актуальность, тем не менее очень многие французы крайне негативно относятся к туркам на улицах собственных городов и тем более будут не рады видеть их в ЕС. Тот факт, что Николя «позлил турков» с радостью встретят многие французы, не говоря уже о полумиллионе этнических армян Франции.
Но как и любые маневры во внутренней политике за счет внешней в этом действии много негативных моментов. Не даром Аллан Жупе, министр иностранных дел Франции выразил открытое негодование «тупой бумажкой», принятой парламентом. У Франции и Турции большие геополитические интересы в Ливии и Сирии, приходится считаться с турецким влиянием по всему побережью африканского Средиземноморья и Ближнему востоку. Военное сотрудничество по линии НАТО также явно пострадает. Наконец, около 1200 крупных французских фирм, по подсчетам торговой палаты, могут пострадать от ответных санкций Турции. А санкции явно будут.
Официальная Анкара не просто в гневе — она в бешенстве. Если бы не дипломатическая неприкосновенность любого турецкого дипломата или даже министра, находящегося во Франции, можно арестовать за «отрицание». Моральная презумпция Франции в этом вопросе тоже крайне спорна — геноцид произошел в 1915 году, а сколько геноцидов, больших и малых, сколько колониальных войн с тех пор вела Франция? Вьетнам, Камбоджа, Алжир, Африка… — им несть числа. Стоит ли Турции признать все эти события геноцидами — и главное — требовать наказания всех, кто их отрицает? Пока турки упражняются в решении таких вопросов. Но очень скоро они перейдут к экономическим санкциям, а они, как это не смешно могут быть весьма серьезны. Экономика ЕС сейчас выглядит куда менее здоровой, чем турецкая, которая демонстрирует 8% роста ВВП в год. Оборот между Турцией и Францией составляет 12 миллиардов евро в год.
Совокупность факторов может привести к блокированию этого закона на этапе прохождения верхней палаты парламента, но данный сценарий считается маловероятным.