Оппозиционный пасьянс

23. декабря 2011 | От | Категория: политика

Накануне старта парламентской избирательной кампании оппозиция оказалась в достаточно сложной политической ситуации. Высокий 5% барьер прохождения в Раду и тотальный контроль Партии регионов на всех уровнях поставили большинство оппонентов власти пред выбором: либо идти на компромиссы и «наступать себе на хвост», либо пролететь мимо Рады-2012.

Лидеры и аутсайдеры

При всей разномастности оппозиционного лагеря, его партии представляют собой скорее клубы по интересам, верхушка которых, в основном, состоит из людей потерявших власть, и стремящихся вернуть ее любой ценой. Все они созданы «сверху», и вследствие этого, не имеют реальной социальной базы. В отличие от более чем лояльных к ПР коммунистов и склонных к конструктивному диалогу социалистов, у которых такая социальная база имеется. Пример тому – партия Юлии Тимошенко насчитывает сотни тысяч членов, а вывести людей на серьезные акции протеста у высокопоставленных бело-сердечных не получается. В лучшем случае массовость последних акций достигала 2- 3 тысяч, и это во время «Ч», когда ЮВТ находится за решеткой.
Последствия ареста Юлии Владимировны, бесперспективность ее участия в грядущей парламентской кампании, безусловно, больно ударит по «Батьківщине». Ведь партийный список во главе с любой другой фамилией получит значительно меньшую электоральную поддержку. Кроме того, партия «Батьківщина» – это политическая структура явно лидерского типа. И Тимошенко действительно партийная «Богиня», центр, вокруг которого вращаются все ресурсные возможности и группы влияния. Она лидер, без которого ее проект существовать не может.
Без стержня Юлии Владимировны перспективы «Батьківщины» представляются туманными. Напомним, что из 156 народных депутатов, избранных по списку БЮТ 30 сентября 2007 года, сегодня во фракции осталось лишь 103депутата. Т.е. БЮТ потерял треть депутатского корпуса. И эта тенденция не только в центре, но и на местах.
Кроме того, «Батьківщине» угрожает и финансовый вакуум. Ведь ранее БЮТ приютил немало состоятельных предпринимателей и формировался за счет серьезных вливаний со стороны бизнесменов, которые были ориентированы исключительно на вхождение во власть, а не на призрачные политические ценности. Поэтому «денежные мешки» покинули БЮТ первыми, а потенциальные финансисты на выборы 2012 уже будут тратиться меньше, это уже показали избирательная кампания местного масштаба в 2010 году. К тому же тотальный контроль власти над основными финансовыми потоками существенно ограничит поступление альтернативных финансовых ресурсов. Тем не менее, «Батьківщина», которая многолетней оппозиционной деятельностью заработала себе безальтернативное место в сердцах протестного электората, со 100% гарантией попадет в парламент в 2012 году. Вопрос только в количестве «штыков».

«Фронт змін», который считается политологами проходным, ближе к дате выборов также может растерять количество своих сторонников. Это было наглядно продемонстрировано на президентских выборах 2010 года, когда Арсений Петрович утратил половину своего рейтинга. Коллеги по оппозиционному цеху регулярно обвиняют лидера фронтовиков в кулуарных договоренностях с властью и стремлении стать любимой оппозицией Виктора Федоровича. Наверняка в борьбе с Яценюком и будет вновь разыгрываться и «еврейская карта» (помните скетч «95 квартала» «Политики в бане»?). А она в украинских реалиях может если и не загубить политическую карьеру, то попортить кровь точно.
Хотя личный потенциал Арсения Петровича очень высок. Он – отменный лицедей и способен мимикрировать под любую ситуацию. На Западе – он националист в вышиванке, на Востоке – защитник рабочего люда, в столице – интеллектуал, знающий все антикризисные рецепты. То есть он разный и любой, к тому же острослов, и все это вместе взятое дает Яценюку и его малоизвестной команде шансы на представительство в парламенте будущего созыва.

В зоне риска находится «УДАР» Виталий Кличко. В первую очередь потому, что активна эта партия в основном на столичном уровне. Однако авторитет лидера, завоеванный им и на мировой спортивной арене, и на стезе бескомпромиссной борьбы с одиозным «космонавтом» Черновецким вполне сможет привести в Раду — 2012 и его соратников по партии. Да и незапятнанная политическая репутация Кличко дорогого стоит. Не вступая ни в какие оппозиционные объединения, «ударник-тяжеловес» пообещал избирателям следующее: «Партия УДАР будет объединяться только с демократическими силами. Партия власти на сегодняшний день показала, что далеко не демократические ценности они предлагают». К тому же, это первая парламентская кампания «УДАРА», а основного закона азартных игр еще никто не отменял – новичкам, как известно, везет.

Вследствие участия будущей парламентской гонке только политических партий, а не блоковых объединений, шансов на самостоятельное представительство лишаются представленные в нынешнем парламенте «Наша Украина», НРП, НРУ, ПРП, «За Украину», «Европейская партия» и «Гражданская позиция». Персонального ресурса их лидеров явно недостаточно, чтобы, по примеру Тимошенко «втащить на горбу» свои партийные проекты в парламентский рай.

Мажоритарные ожидания

До сих пор остается открытым ключевой вопрос границ избирательных округов. По новому закону они будут формироваться не позже чем за 175 дней до дня голосования. То есть реально они станут известны лишь в апреле-мае. До этого времени будут идти активные консультации и согласования по формату округов, и их нарезка вряд ли произойдет в интересах кандидатов от оппозиции. При этом нет никаких гарантий, что ближе к дате выборов в законодательство не будут внесены принципиальные поправки, которые могут серьезно повлиять на участие оппозиционных партий в избирательном процессе.
Напомним, что с момента ареста Тимошенко наиболее заметные противники режима разделились на два лагеря. В первый вошли 16 партий, сформировавших Комитет сопротивления диктатуре (КСД), во второй — все остальные. Причем первые сразу объявили себя главными. К примеру, Арсений Яценюк был категоричен: «Сейчас речь идет о выборе между добром и злом, никаких третьих сил и вариантов быть не может». Иначе говоря, кто не с нами, тот против нас. Ответ не заставил себя долго ждать. Очень скоро разочаровавшийся в процессе совместного сопротивления власти Анатолием Гриценко заявил, что комитет не столько сопротивляется диктатуре, сколько умело имитирует этот процесс.
В самом КСД о полном согласии также говорить не приходится. Как ни крути, но «первыми среди равных» являються «Батьківщина», «Фронт змін» и «Свобода». На днях лидер Свободы Олег Тягнибок публично заявил, что представители малых партий рассуждают не глобальными политическими, а личными интересами, главное — попасть в Раду: «Сейчас много говорят о вопросе разделения мажоритарных округов как о задаче номер один. Преимущественно говорят те, кто представляет «диванные партии», кому нужен один округ — для себя. Они истерику и нагоняют». Ничего не попишешь. Политики – живые люди и стремление получить вожделенный депутатский мандат для многих явно важнее декларируемого стремления свергнуть режим и сменить власть.
Отметил невозможность равенства внутри КСД и Александр Турчинов: «Мне бы хотелось, чтобы все партии объединились в одну. Но создать из всех партий одну технически невозможно. И нечестно. Слишком велики различия между ними: от радикально правых до левоцентристских… Оппозиции необходимо распределить округа пропорционально рейтингам политсил».
По мнению некоторых экспертов, ожидается, что в мажоритарных округах оппозиция будет существенно проигрывать лояльным к власти кандидатам – как это было в 2002 году, когда за счет мажоритарщиков удалось провести на пост спикера ВР лидера провластного блока «За ЕдУ» Владимира Литвина. А в Центральной, Восточной и Южной Украине конкуренцию власти составят скорее независимые местные выдвиженцы, нежели оппозиция, которая вряд ли согласует единые кандидатуры. Вначале будут идти кандидаты от разных политических сил с целью формирования лояльного состава избирательных комиссий. Затем они, как это традиционно происходит, либо откажутся снимать свои кандидатуры в пользу «согласованного», либо, в случае все-таки отзыва свои кандидатур, попросту утратят контроль над своими членами избиркомов.

Единый список – из области фантастики

Оппозиционный лагерь сегодня представляет собой сплошной клубок противоречий.
Во-первых, отсутствует идеологическая однородность. В частности, «Батьківщина» в социально-экономической сфере исповедует социал-популистскую политику, «Фронт Змін» — либеральную, «Наша Украина» — национал – демократическую, «Свобода» — националистическую.
Во-вторых, члены КОДа по-разному относятся к власти. «Батьківщина» заняла радикально-оппозиционную нишу. А, скажем, «Свободу» и «Фронт Змін» часто относят к политпроектам Банковой. Во всяком случае, эти политические силы оцениваются экспертным сообществом как частично лояльная власти оппозиция.
В третьих, альянс бизнесменов и политзаключенных неизбежно провоцирует конфликт интересов.
Безусловно, если бы оппозиции хватило твердой воли к объединению, это был бы идеальный сценарий смены власти. Юлия Тимошенко, например, настаивала на едином списке. А ее соратница Наталья Королевская отметила следующее: «Политическая логика подсказывает: если мы хотим побеждать на парламентских выборах, а иного способа остановить эту банду просто не существует – надо объединяться. Но сегодня нет ни четких принципов объединения, ни бесспорного лидера, который станет центром притяжения. Только Тимошенко остается такой фигурой, но ее держат под замком. Выйдя на свободу, она сможет объединить украинскую оппозицию. Она остается общепризнанным моральным лидером. Это невозможно поставить под сомнение…Только свобода Юлии Тимошенко восстановит нормальные условия для объединения оппозиции, и только сама Тимошенко сумеет быть гарантом выполнения этих условий».
Солидарен с бело-сердечной позицией и лидер «Нашей Украины». Валентин Наливайченко призвал оставить позади старые распри и объединиться ради будущего. «Думаем о завтрашнем дне. Формула украинского успеха проста. Нужна политическая воля. Объединились. Позакрывали все лишние политические проекты. Составили прозрачный и открытый список. Хватит ума и понимания, что это наш единственный шанс сохранить политическое будущее, — хорошо, не хватит — туда нам и дорога», — подчеркнул Наливайченко.
Вот только он предлагает возглавить общий список лидеру «Фронта змін». Недавно он обратился к Арсению Яценюку: «Вы — самый рейтинговый оппозиционный политик, возглавьте единый список оппозиции. Между нашими партиями, если положить рядом программы, нет разницы. Если мы, оппозиция, — не партии жуликов и кукол на веревках, мы должны здесь и сейчас представить единый список».
Как видим, проблема лидерства отнюдь не способствует консолидации оппозиционных сил. Поэтому вряд ли декларации о возможном объединении всех оппонирующих власти закончатся хеппи-эндом. Лидерам очень мешают амбиции. Достаточно вспомнить о наличии двух оппозиционных правительств. В 2010 году после объявления Тимошенко о формировании оппозиционного правительства, аналогичное решение озвучил и Яценюк. Как и лидер БЮТ, он заявил, что его целью является формирование «настоящей европейской оппозиции». Тогда, по мнению Арсения Петровича, в стране не может существовать одна оппозиция, поскольку в Украине не действует двухпартийная система. Подозреваем, что его убеждения с того времени не изменились.

Наталья ЛАНЦЕВА

Комментирование закрыто.