Шанс для Украины

16. сентября 2011 | От | Категория: Рекомендуем прочесть, экономика

Сегодня ситуация в мире разворачивается не совсем так как нам хочется и не так как нам ее представляют. Во — первых, ни мир в целом, ни отдельные страны не то что не прошли точку начала выхода из системного кризиса, а еще даже не достигли его дна. Во — вторых, что очень опасно, с каждым днем мир все ближе приближается к зоне хаоса.

То, что вчера нам казалось незыблемым, сегодня рушится. Те модели либеральной западной экономики, которыми мы еще недавно восхищались, показывают свою несостоятельность. Запад во главе с США не только не может оказать помощь нуждающимся странам, но и сам нуждается в спасении. Их хваленая экономика оказалась малоэффективной, издержки существенно превышают разрекламированные эффекты, социальная система на практике оказалась несправедливой. Даже американский средний класс погрузился в состоянии страха и паники, люди не уверены в сегодняшнем дне и боятся думать о дне завтрашнем.

Вывод: идеология Запада, его социально – экономическая модель, которой большинство политиков поклонялись как иконе, на практике оказалась нежизнеспособной. И это уже не становится тайной несмотря на возрастающие масштабы зомбирования массового сознания.

В ситуации, когда на глазах рассыпаются устои и действующая система тонет, стараясь в этой смертельной агонии ухватиться за соломинку, мы должны сделать все возможное, чтобы она не утянула Украину за собой на дно как ту соломинку.

Возьмем к примеру, новый Налоговый кодекс. Соломинок там хоть отбавляй. Его принятие означало фиаско для одних и победу для других слоев населения Украины. Впрочем, изменения в налоговом кодексе Украины приблизили ее к Европе, но хорошо ли это? На фоне виртуальных, завышенных достижений западных стран Украина на сегодняшний день сохранила реальную экономику, уникальные научно-технические заделы, природные богатства, имеет серьезный интеллектуальный и духовный потенциал. Наша нация с богатейшим наследием и мощными корнями, которые уходят глубоко в тысячелетнюю историю славяно – арийской цивилизации, и сегодня в критический момент имеет уникальный шанс не быть раздавленной обломками рушащейся системы, но наоборот возродиться и предложить миру принципиально новую гармоничную, жизнеспособную модель ноосферой экономики.

Давайте трезво посмотрим на ряд показателей Украины, которые объективно характеризуют ее экономическую безопасность и финансовую устойчивость.

1. Необходимо отметить, что Украина сформировала основы для экономики за счет повышения уровня управляемости хозяйственного комплекса, стабильного обеспечения функционирования государственных и частных институтов, создания инфраструктуры, стабилизации макроэкономической базы и наличия грамотной рабочей силы. Это в целом дало ей возможность перейти от первой стадии экономического развития ко второй. По международным критериям глобального индекса конкурентоспособности страны установлен порог, определяющий вторую стадию экономического развития на уровне от 3000-9000 долларов США ВВП на душу населения. В Украине этот показатель в 2010 году составил 3019 долларов США. Второй уровень это уровень эффективности и на этой стадии основными факторами, которые обеспечивают экономический рост являются: среднее, высшее и профессиональное образование, эффективность товарного рынка, эффективность рынка труда, уровень развития финансового рынка, технологическая готовность и размер рынка. Их вклад обеспечивает 50% роста, остальные 50% зависят от фактора инноваций.

2. Украинская отраслевая структура валовой добавленной стоимости сбалансирована, что очень важно в условиях существующего на Западе дисбаланса между реальным и виртуальным секторами экономики. Промышленность составляет 26,3%, сельское хозяйство – 7,8%, строительство – 3,2%, услуги – 62,7%.

3. Доходы консолидированного бюджета Украины в 2010 году составили 27,5% от ВВП.

В Украине в отличие от ЕС-27 через бюджет перераспределяется оптимальная часть национального дохода. Есть еще 2,5 процентных пункта резервов наращивания, тогда как у ЕС-27 такой возможности уже нет, так как уровень доходов консолидированных бюджетов довольно высокий (около 50%), а с учетом высокого уровня дефицита бюджета и государственных долгов обеспечить бюджетную безопасность крайне сложно.

4. Необходимо отметить, что по критериям экономической конвергенции дефицит бюджета не должен превышать 3% от ВВП, а государственный долг – 60%. В странах ЕС-27 за 2010 год дефицит бюджета составил 7,4%, а государственный долг – 84%. В странах СНГ ни одно государство не имеет таких диспропорций. Самый большой дефицит бюджета в 2010 году имела Украина, и он составлял 5,6%, а в текущем году – 3,5%, государственный долг — 37,5% ВВП.

5. Несмотря на влияние мирового финансового кризиса, и унаследованных от предыдущей власти структурных диспропорций, необходимо отметить, что динамика основных макроэкономических показателей улучшается.

Так, в 2010 году индекс роста ВВП в Украине составил 104,2%. Для примера в странах ЕС-27 этот показатель составил 101,8%.

За семь месяцев текущего года темпы роста ВВП составили 5%, рост промышленного производства 8,7%, оборот розничной торговли 15%, что дало возможность увеличить доходы госбюджета на 13,2% и соответственно поднять реальную заработную плату на 7,6%. За восемь месяцев 2011 года индекс потребительских цен увеличился на 4,1%, а обесценивание гривны к доллару США составило 0,1% на 1-е сентября 2011 года.

Необходимо обратить внимание на то, что страны Запада за второй квартал текущего года начали пересматривать свои прогнозы и корректировать основные макроэкономические показатели в сторону уменьшения. Таким образом, вместо прогнозируемого роста ВВП (ЕС-27) на 1,7%, он составил 0,2%, что в более чем в десять раз меньше необходимых для поддержания экономики ЕС темпов роста.

США в начале года заявили о росте ВВП в 3,5%, а реально он составил 0,2%. В Японии этот показатель составил минус 0,9%. Дефицит текущего баланса ЕС-27 составил 42,3 млрд. евро, а дефицит средств покрытия долгов ЕС-27 по предварительному мониторингу МВФ составил 275 млрд. евро.

6. Уровень безработицы по Еврозоне превысил пороговое значение и равен 10%, а по ЕС-27 – 9,5%. Официальный же уровень безработицы в Украине составляет 2%, по методологии МОТ – 8,1%.

Таким образом, как показывают уточненные прогнозы роста реального ВВП у стран Запада нет реального потенциала обеспечить финансово-экономическую и социальную безопасность своих государств при сохранении существующих уровнях жизни и социальных стандартов.

7. Основной движущей силой по формированию инновационной экономики являются образование и наука. Украина по этим показателям развития человеческого потенциала считается страной, где общее среднее образование является обязательным и бесплатным. Уровень охвата детей средним образованием считается полным (99% детей от 6 до 18 лет).

Средняя продолжительность учебы в Украине составляет 11,3 года. Ожидаемая средняя продолжительность учебы – 14,6 лет, в Украине нет препятствий для получения высшего образования, улучшается его качество.

К примеру, украинские студенты становятся победителями международных олимпиад, а высшие учебные заведения такие как украинский Донецкий национальный университет и Киевский национальный технический университет (Киевский политехнический институт) в текущем году вошли в число лучших университетов мира. Все это говорит о том, что Украина обладает человеческим капиталом, необходимым для осуществления инновационного прорыва.

8. Уровень монетизации экономики для рыночной модели экономики и должен составлять не ниже 50%. В Украине этот показатель соответствует 55%.

К слову, ни одна страна СНГ не достигла такого уровня. Что касается отношения денежной массы к ВВП, то в Украине это соотношение оптимальное. В других странах Содружества этот показатель наоборот занижен, тогда как в странах ЕС-27 этот показатель превышает 100% ВВП. Так, для Германии этот показатель составляет 116,8%, для Великобритании – 179,4%, в Японии – 226,1%. Иными словами, в условиях финансового кризиса эти страны являются крайне уязвимыми. Что же касается стран СНГ, то в этой ситуации для эффективного обслуживания будущего Единого экономического пространства СНГ необходимо создать новую финансовую систему и региональную валюту. СНГ занимает 16,4% мировой территории, 20% мировых запасов нефти, 40% природного газа, 25% угля, 25% мировых запасов леса, 11% мировых возобновляемых водных ресурсов и 13% пахотных земель.

9. Очень важным показателем, по которому в последнее время много политических спекуляций по вопросу технического дефолта является уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами.

Нормальный уровень обеспечения национальной валюты золотовалютными резервами должен быть больше 80% денежной базы. В Украине уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами составляет 126%.

10. Пороговое значение уровня золотовалютных резервов должно соответствовать условию, при котором прирост золотовалютных резервов на протяжении двух кварталов меньше прироста денежной массы, что свидетельствует об эмиссионном финансировании экономики, являющемся предпосылкой развития инфляционных процессов. В Украине прирост денежной массы составил 111,5%, а золотовалютных резервов 110,5 %. Даная диспропорция хоть и не очень значительная она все же подтверждает наличие монетарной составляющей инфляции в индексе потребительских цен.

11. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов выражает требование запаса устойчивости национальной валюты, возможности страны выполнять свои обязательства по иностранным заимствованиям без угрозы обвала валютного курса. Для Украины по расчетам минимальным пороговым значением уровня золотовалютных резервов является 31 млрд. дол. США, а фактический объем валютных резервов составляет 38,2 млрд. дол. США, что свидетельствует о финансовой устойчивости по данному критерию. Хотя пороговое значение превышено ненамного, но Украина обеспечила покрытие 4,5 месяца импорта будущих периодов. Несмотря на то, что 2011 год является наиболее трудным в части погашения и обслуживания внешних займов, тем не менее по уровню золотовалютных резервов Украина занимает 2-е место в СНГ и значительно превосходит по данному показателю ЕС-27.

12. Очень важным показателем является уровень изменения реальной процентной ставки как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.

На данном уровне развития экономики Украины оптимальным следует считать уровень реальной процентной ставки по кредитам 4-5%. Фактически же процентные ставки в Украине по кредитам коммерческих банков в июля 2011 года для не финансовых корпораций в национальной валюте – 13,9% в иностранной валюте – 9,2%.

13. Ставка по депозитам должна быть больше уровня инфляции, потому что в противном случае не будет стимула для притока и аккумулирования банками сбережений, средства уйдут на потребительский рынок.

Ставка по кредитам должна быть больше ставки по депозитам, в противном случае банковский сектор потерпит убытки, а при длительном процессе произойдет размывание банковского капитала.

Рентабельность субъектов предпринимательской деятельности должна быть больше ставки по кредитам, так как в противном случае предприятие будет инвестировать себе в убыток. Для украинской экономики наблюдаем следующее:

— рентабельность промышленности – 2,3%;

-ставка по кредитам в нац. валюте 13,9% (по данным НБУ);

— ставка по депозитам в нац. валюте 6,3% (по данным НБУ)

— инфляция – 7,9%.

Таким образом, приведенное соотношение объясняет многие существующие на сегодняшний момент проблемы украинской экономики, связанные с недостаточным инвестированием и уходом капитала в спекулятивные операции, а также его оттоком за границу. Главный вывод по данным показателям заключается в том, что без приведения в соответствие данных пропорций провести модернизацию экономики, обеспечить ее развитие и конкурентоспособность не реально.

14. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте

Критический уровень, после которого можно говорить о долларизации экономики составляет 30:70. В Украине это соотношение составляет 42:58.

Учитывая распространение второй волны финансового кризиса и отсутствие стабильных валют в том числе таких как даже доллар США и Евро необходимо срочно разработать стратегию по минимизации негативного влияния на монитарную систему государства. В том числе путем уменьшения «долларизации» экономики Украины и диверсификации валютных резервов.

15. Зависимость банков от межбанковского кредитования.

К сожалению существенная часть кредитных ресурсов вращается в сфере МБК, что свидетельствует о том, что определенная часть коммерческих банков не выполняют своего прямого предназначения и значительная часть кредитных ресурсов не поступает в реальный сектор экономики, где существует на них большой спрос.

16. Уровень инфляции. В нормальной экономике развитых и развивающихся по промышленному и постиндустриальному типу стран уровень инфляции составляет 3-5% в год. Пороговое значение для Украины является 7%.

За восемь месяцев текущего года индекс потребительских цен составил 4,1%.

Таким образом основные макроэкономические показатели не подтверждают катастрофическое состояние экономики Украины, как об этом заявляют некоторые СМИ. Тем не менее ситуация в экономике остается сложной, мировой финансово-экономический кризис будет увеличивать масштабы и глубину. Поэтому Правительство Украины принимает неотложные антикризисные меры в части ликвидации диспропорций между производством и потреблением, производством и накоплением, потреблением и накоплением, между товарной и денежной массой. Кроме того формируется благоприятная среда для функционирования бизнеса по экономическим законам (спроса и предложения, ценообразования, денежного обращения и др.).

Основной вывод:

Украине оставлен шанс для преодоления системного кризиса и вывода экономики на траекторию устойчивого развития.

В этих условиях очень важно, чтоб Украина вновь не наступила на те же грабли. Так при создании независимого государства Украина имела самый высокий потенциал экономического развития, но шансом не воспользовалась.

Как ни странно мировой финансово-экономический кризис Украине предоставил еще одну возможность для проведения социально-экономических преобразований.

В существующей системе глобализации Украина имеет интересы как на Западе, так и на Востоке. Вопрос лишь в том, что на современные и будущие процессы нельзя смотреть с позиции вчерашнего дня.

Поэтому прежде чем сделать шаг необходимо посчитать, взвесить и поняв логику процесса принять верное решение.

В этих условиях необходимо по-новому посмотреть на Содружество Независимых Государств на возможные риски и выгоды для Украины при вступлении ее в Зону свободной торговли с ЕС отдельно или в составе Таможенного союза.

В заключении хотел напомнить, что страна, которая лишена подлинных знаний своей истории – лишена будущего, однако потенциал нашей нации огромен. Мы имеем уникальный как природно-ресурсный, так и человеческий интеллектуальный и духовный капитал, способный вывести страну на высокий уровень развития.

Член-корреспондент НАНУ
доктор экономических наук
профессор
Мунтиян Валерий Иванович

Tags:

Комментирование закрыто.