Админресурс все еще силен

30. ноября 2009 | От | Категория: политика, Рекомендуем прочесть

Не секрет, что на любых выборах – будь то парламентские или президентские – одним из инструментов борьбы до сих пор остается административный ресурс. Речь идет о том, что местные органы власти и подконтрольные им СМИ проводят – порой завуалировано, а порой и вполне откровенно – политику в поддержку «нужного» результата. Нынешние президентские выборы не являются исключением.

В то же время президентские кампании 2004 и 2010 годов кардинально разнятся самой конструкцией административного ресурса. На прошлых выборах в интересах одного кандидата действовала жесткая ресурсная вертикаль снизу вверх, ранее выстроенная в интересах главы государства Леонида Кучмы и фактически доставшаяся тогдашнему премьеру Виктору Януковичу в наследство. Сегодняшний админресурс более распылен между властью и оппозицией, да и в самой властной системе выделяются президентский, премьерский и местный его сегменты. Что, безусловно, снижает эффективность использования админресурса, но отнюдь не уменьшает соблазн попользоваться им.

Характерной чертой нынешней кампании является также то, что власть в лице президентской вертикали вступила в союз с оппозицией в лице Партии регионов и, естественно, будет помогать своим админресурсом кандидату в президенты Виктору Януковичу. Хотя, необходимо заметить, что у самой Партии регионов достаточно мощный ресурс в южных и восточных областях, особенно в Донецкой и Луганской. Речь идет, прежде всего, об областных, районных и городских госадминистрациях и местных советах, где в большинстве своем сидят «регионалы». Ведь понятно, что параллельную административную функцию на выборах будут исполнять местные советы.

Однако админресурс проявляется не только в действиях местных органов власти, но и в подконтрольных им средствах массовой информации. О том, как это происходит, например, в Луганской области, нашему корреспонденту рассказал экс-начальник управления по делам печати и информации Луганской облгосадминистрации Вадим Железный, который летом этого года был уволен с поста за позицию, расходящуюся с официальной. «В Киеве сложно понять, что происходит сейчас в Донбассе: в порядке вещей психологическое давление на людей и дискредитация инакомыслящих, — говорит он. – Меня уволили за мою позицию, сфабриковав дело. Я более десяти лет проработал в Луганской облгосадминистрации, почти семь из которых – в качестве главы информационного ведомства. Довольно вольную трактовку понятия «свобода слова» в исполнении «регионалов» наблюдаю давно, однако в последнее время это приобрело невиданные ранее масштабы. Широко известно о том, что Партия регионов является доминирующей силой в Луганской области и один из инструментов админресурса – это средства массовой информации, финансируемые за счет денег налогоплательщиков, то есть из бюджета. На сегодняшний день выделяются достаточно серьезные суммы денег для того, чтобы заниматься формированием общественного сознания, мол, Партия регионов ратует за судьбу народа, а во всех проблемах виноват Киев. Пропаганда доминирующей в регионе политструктуры ведется посредством СМИ, оплачиваемых из бюджета. При этом, обладая всей полнотой власти в регионе, «регионалы» обвиняют других в использовании админресурса».

Вадим Железный отметил, что судьба президентской кампании решается не в Киеве, а в регионах. И там ситуация выглядит вовсе не так, как это пытаются преподнести. На уровне центральной власти Партия регионов находится в оппозиции, но на Донбассе в целом и в Луганской области в частности она контролирует всю вертикаль власти: как государственные администрации, так и местные советы с их исполнительными органами. Соответственно, по ее полным контролем находится вся коммунальная пресса. По словам Вадима Железного, тематика и содержание публикаций СМИ, принадлежащих местным советам, сводится к тому, чтобы вместо информирования о решении насущных проблем территориальных громад, входящих в компетенцию местных советов, рассказывать о псевдозаслугах местных чиновников-«регионалов», освещать деятельности Партии регионов и критиковать представителей иных политических сил. А возможности оппозиционных фракций строго ограничены и регламентированы. По утверждению Вадима Железного, коммунальные газеты в Луганской области финансируются непосредственно из местных бюджетов. «Если реально посмотреть, на что тратятся деньги налогоплательщиков, то мы можем спокойно убедиться, что речь идет о так называемом нецелевом использовании бюджетных средств», — подчеркнул он.

«В целом в области выходят 36 коммунальных газет, — говорит далее Вадим Железный. – Совокупная сумма средств, предусмотренных местными бюджетами на их финансирование в этом году, составила более 7 миллионов гривен. Этих денег хватило бы для выплаты минимальных пенсий более чем 100 тысячам пенсионеров, даже если речь идет об увеличенных в соответствии с законом о повышении соцстандартов пенсиях. Суммы расходов на коммунальную прессу растут с каждым годом: для сравнения, в 2007 году сумма бюджетных ассигнований на них составила 5,1 миллиона гривен. Львиная доля реально выходящих в области независимых общественно-политических изданий сосредоточена в областном центре. Жители иных населенных пунктов региона вынуждены довольствоваться коммунальной периодикой – она для большинства населения остается единственным источником информации. Кроме того, под крышей коммунального предприятия «Известия Луганщины» создана медиа-группа, выпускающая различные пропагандистские продукты – от газет и рекламных макетов до телевизионных роликов и тематических передач. По данным оппозиционных фракций облсовета, на ее содержание в этом году потрачено почти 2 миллиона гривен. Группа обслуживает руководство областного совета, а финансируется за счет бюджета. Хочу также подчеркнуть, что сложившаяся ситуация выгодна как доминирующей стороне, так и главным редакторам, которые отчитываются только перед определенным чиновником».

Tags: ,

Комментирование закрыто.