Патриоты медицины с лицейского старта

12. декабря 2011 | От | Категория: Рекомендуем прочесть

Покидая полтора столетия назад Киев, великий хирург и просветитель Николай Иванович Пирогов написал на фото, подаренном учеником – «Люблю и уважаю молодость, потому что помню свою». Пример рыцаря науки, ставшего ее волонтером в юные пятнадцать, отчетливо ощущается в духе и стиле Украинского медицинского лицея – инновационного допрофессионального форпоста в составе Национального медицинского университета имени А.А.Богомольца. Более тысячи пятисот его воспитанников сегодня уже врачи и ученые.

В чем состоят черты уникального подразделения? Об этом мы беседуем с директором лицея, кандидатом физико-математических наук, доктором педагогических наук, профессором кафедры медицинской и биологической физики университета Ярославом Цехмистером.

Предваряя диалог, укажем, что сегодняшний гость «Правды Украины» предстает ярким примером приобщения к знаниям в младые годы. В 1987-м он, студент механико-математического факультета университета имени Т.Г.Шевченко, был отмечен Почетной грамотой ЦК ЛКСМУ за научные исследования, став затем и лауреатом премии для молодых ученых Национальной академии наук Украины. С 1990 года трудится в медицинском университете. В двадцать четыре стал кандидатом наук. Был дважды удостоен международных научных грантов. Член Украинского, Американского и Канадского физических обществ. Заслуженный работник образования и науки Украины.

— Уважаемый Ярослав Владимирович! Становление лицея происходило при вашем прямом участии. Как все начиналось?

— Необходимость перестройки медицинского образования с активизацией допрофессиональных тяготений витала в воздухе, ибо хорошие врачи не возникают вдруг. И вот в 1990 году Национальный медицинский университет совместно с Министерством здравоохранения Украины и Киевской горадминистрацией впервые в СССР создал медицинские классы в двух столичных школах. Дело требовало совершенствования, и в 1992 году эти классы были реформированы как исходный шаг к студенчеству. А спустя пять лет последовал дальнейший важный шаг: при содействии Минздрава Украины, Министерства науки и образования Украины, Главного управления науки и образования горадминистрации Киева был открыт единый Украинский медицинский лицей как составная часть НМУ имени А.А. Богомольца. Выделяя отдельные вехи в его продвижении, можно указать, что с 2000 года лицей входит в перечень ассоциированных школ ЮНЕСКО. Тогда же первым среди профильных учебных заведений лицей был отмечен Большой Серебряной медалью Международной педагогической академии. А в течение последних лет пять раз нас отмечали дипломами международных выставок по образованию. Но подчеркну главное: педагогический процесс согласованно и синхронно осуществляется научными силами шести кафедр Национального медуниверситета совместно с высококвалифицированным учительским коллективом базовой школы №33 города Киева, теперь – медицинской гимназии.

— Лицейский пробег предполагает большой умственный труд, — продолжает мой собеседник. – Ведь университетскими кафедрами созданы специальные программы для лицея по физике, общей и биологической химии, биологии, информатике, иностранным языкам, латыни. Они разработаны крупными учеными, их заведующими.

Здесь, например, мастерски читают свои предметы ученый-физик, член-корреспондент НАПН А.Чалый, Соросовский профессор в области химии В.Калибабчук, автор новых разработок по биологии, лауреат Государственной премии Украины, профессор А.Романенко, доценты Л.Аврахова и Е.Киселева. А основы преподавания латыни с медицинской терминологией заложил профессор Ю.Шанин.

Важные позиции отведены кафедре пропедевтики внутренних болезней. Составленная заведующим кафедрой членом-корреспондентом НАМН Украины В.Нетяженко специальная программа для лицеистов признана лучшей в СНГ.

Но камертон работы – внимание к развитию лицея творческими усилиями видного ученого и организатора здравоохранения, ректора университета, академика НАМН, члена-корреспондента НАПН Украины Виталия Москаленко. Он придал университету новые импульсы в формировании инновационной системы медицинского образования, внедрения его европейских принципов с использованием современных педагогических технологий. По предложению Виталия Федоровича удвоен набор в лицей, расширен круг клиник, где учащимся доверяют участие в уходе за больными – от городского центра сердца и клинического центра политравмы до хосписа онкобольницы. Впервые, наряду с английским и немецким, введено изучение китайского языка. По договору с объединением «Артек» группы студентов и лицеистов осваивают здесь с прошлого лета основы экомедицины. Такой курс целиком отвечает программе реформ, выдвинутой Президентом Украины Виктором Януковичем «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава». Стране необходимы высококвалифицированные специалисты – врачи и фармацевты. И лицею здесь отведены действенные позиции. Большая роль в их поддержке принадлежит и председателю научного совета лицея члену-корреспонденту НАМН Александру Яворовскому.

— А как на лицейских вертикалях представлены специализированные предметы и факультативы?

— Наряду с отмеченными циклами, изучаются, скажем, медицинская география, анатомия, физиология, основы деонтологии. Создан фактически единый интеграл лицей и медицинской гимназии. Ее возглавляет одаренный педагог В.Бабенко. В традиционном ореоле – украиноведение, внимание к национальной культуре, языку, литературе. Эту сторону работы олицетворяет профессор-лингвист университета имени Т.Г.Шевченко Н.Гаевская

В принципе сформирована эффективная команда педагогов. Это, например, кандидаты педагогических наук Р.Иваненко и Л.Переймибеда, практический психолог Г.Гапонова, энтузиасты физического воспитания Л.Пустолякова и В.Успенский, преподаватели истории Е.Пилявская и И.Керасиди, эрудит зарубежной литературы Н.Дорошкевич. Все скреплено программной целью – «Организационно-педагогические предпосылки профессиональной ориентации старшеклассников на медицинские специальности». Ведь лицей является экспериментальной инновационной площадкой Академии педагогических наук Украины. Разумеется, учебные маршруты лицеистов весьма объемны. О них можно сказать – работа, работа, работа… В этом круге семинарские и лабораторные занятия, клинические дежурства, акты болезней и родов в виде практики. А, с другой стороны, экскурсии, диспуты, участие в творческих объединениях.

— Думается, самое время коснуться результатов оригинальных педагогических подходов и индивидуальных жизненных удач воспитанников…

— В целом, немало недавних лицеистов продолжают успешно учиться в университете, а значительная их плеяда уже вошла в перспективные специальности. Так, кандидат медицинских наук Любовь Денисюк заведует отделением в Центре микрохирургии глаза, Екатерина Лебедева – ассистент кафедры госпитальной хирургии в университете, Евгений Ярмолюк – аспирант Института нейрохирургии имени А.П.Ромоданова, Антон Волосовец – ассистент кафедры нервных болезней, он – на пороге докторской диссертации, Ирина Флейтман трудится врачом-педиатром в США, Ольга Прокопчук – кандидат медицинских наук и доктор философии по западным меркам, работает хирургом-онкологом в Мюнхене.
Или возьмем англоязычное отделение университета. Свои предметы, представляя ряд кафедр, тут читают свыше 40 бывших лицеистов. И, главное, никто из воспитанников лицея не оставил практическую медицину.

— А как строятся научные связи?

— Лицей как органичная часть университета сотрудничает с рядом крупных учреждений. Например, с институтами физики, ботаники и математики НАН Украины, Киевским политехническим институтом, университетом в Пущино Московской области, Институтом филологии Киевского национального университета имени Т.Г.Шевченко. Наиболее результативные линии – взаимодействие с Малой академией наук Украины и работа научного общества лицеистов имени А.П.Ромоданова. Инициативу в создании этого общества проявили университет, лицей и Институт нейрохирургии, носящий имя Героя Социалистического Труда Андрея Петровича Ромоданова. Показательно, что научный авангард лицея, в формате этого общества, был трижды отмечен высшей наградой президиума Малой академии наук «Золотая сова». Первую награду присужденную научному обществу имени А.П.Ромоданова, нам вручил в 2001 году президент НАН Украины, Герой Украины Борис Евгеньевич Патон на общем собрании Академии. Он отметил, что лицей стал лидером в развитии допрофессионального специализированного образования.

— В лицее многие ребята творчески реализуются в литературной студии имени Пантелеймона Кулиша…

— Мне особенно приятно говорить об этом. Прежде всего, наш этический подъем — результат отцовского внимания к лицею со стороны председателя его попечительского совета, Героя Украины, народного депутата всех созывов Ивана Степановича Плюща. Это с его благословления мы стали бывать в Борзне, вблизи которой находится хутор Мотроновка – оазис творчества великого писателя Украины Пантелеймона Кулиша, и Ганнина пустынь (по имени жены П.Кулиша поэтессы Ганны Барвинок). Сюда, к Кулишу, не раз приезжал украинский гений физики, предшественник Рентгена, Иван Пулюй. Сложилась дружба лицея с гимназией в Борзне и, кстати, немало ее воспитанников становятся лицеистами.

Благотворительный фонд имени П.Кулиша, учрежденный и возглавляемый Иваном Плющом, ежегодно выделяет стипендии для отличников учебы, выделены средства для приобретения обучающих микроскопов. А в целом круг наших путешествий и моральных предпочтений обширен и романтичен – от усадьбы Н.Пирогова под Винницей и Софиевки в Умани до Вильнюса, Будапешта, Кракова. Познавая мир, юные патриоты медицины совершенствуются и в орбите культуры.

— Лицей ведь имеет и свои оригинальные издания?

— В почете свой «Вестник Украинского медицинского лицея Национального медицинского университета». Здесь публикуются тезисы научно-исследовательских работ учащихся, специальные выпуски посвящаются литературно-биографическим проникновениям в творчество Т.Шевченко, П.Кулиша, Л.Украинки. Публикации в сборнике учитываются в студенческих досье в годы предстоящей университетской учебы. Ведь шансы поступления в вуз после лицея очень высоки! Причем и при независимом государственном тестировании его выпускники показывают 190-195 баллов по основным предметам.

— Есть выражение – дорогу осилит ведущий. Каков в общих чертах творческий портрет лицея?

— Он стал достоянием для всех. Я бы так сказал. Но если попытаться сформулировать некоторые итоги, можно с полным основанием сказать, что Украинский медицинский лицей предстает целиком сформированным, самодостаточным инновационным учебным заведением с высоким рейтингом первоначальной достуденческой подготовки. Подготовки во имя будущего украинской медицины.

Беседовал Юрий ВИЛЕНСКИЙ

Оставьте комментарий