Амазон — проклятие и благословение издательского дела

28. сентября 2011 | От | Категория: ситуация

Слишком удобные вещи становятся кабальной зависимостью, не так ли? Amazon, начавшийся как первый исключительно-онлайн магазин книг, постепенно захватывал новые рынки, каждый раз предлагая что-то абсолютно новое и неожиданное. Сейчас на Amazon можно купить все что угодно, от золота в слитках до бобов в томатном соусе. Но эти индустрии мало подверглись изменению, после того, как к ним пришел Amazon. А вот то, как Amazon изменил весь процесс издательства, взаимодействия автора, издателя и читателя напугало многих. И Амазон вовсе не собирается останавливаться.

«Жить литературой», т.е. строить свою жизнь на доходах от литературных трудов и публикаций беспредельно сложно. В наш век, когда обыватель все меньше читает, с одной стороны, и все меньше желает за это платить — с другой, эта истина стала еще более очевидной. В классической схеме авторского труда существует несколько посредников между читателем и автором. Обычно это — литературный агент, издатель, редактор, типография, рекламисты, сеть магазинов. И не забудем — иногда у самого истока литературного труда стоит инвестор, кредитор фактически. У каждого из этих посредников своя роль, своя профессия, свой кусок хлеба. Автор получает максимум 10% от цены готовой книги. И это грубый максимум, для очень раскрученных и хорошо известных авторов.

Амазон решил стать единственным посредником между автором и читателем. Он является крупнейшим издательским домом — автор приходит к ним с текстом — и не уходит, потому что его книги сразу начинают продаваться. Если книга идет в электронном виде, то процесс начала работы для автора почти моментален. Если говорить о бумажных носителях, то Амазон сам берет на себя весь труд по допечатке книги и не имеет остатков. Все очень культурно и оперативно — гонорар перечисляется PayPal.

Есть ли в этой блестящей идеи проблемы? Есть, при том большие. Стирается индивидуальность издательского дома, стираются признаки того, что раньше называлось литературой. Грубо, из книжного магазина все превращается в конвейерный универмаг самообслуживания. Массовая продукция, нет редактуры, нет борьбы за качество, которое из под авторского пера выходит чаще всего ниже среднего.

Маленькие специализированные издательства разоряются. Рынок того, что читается теперь определяется Амазоном, происходит грубая монополизация рынка, в результате чего резко снижается разнообразие и качество домашнего чтения.

Tags:

Оставьте комментарий