На майданах разочарований

28. ноября 2013 | От | Категория: политика

Продолжающиеся по всей стране «евромайданы» выявили одну тенденцию: общество отказывается от помощи политических сил в отстаивании своих интересов. Оппозиционные политики рискуют войти в предвыборный период без необходимой для борьбы за кресло президента народной поддержки.

Где два украинца, там три «евромайдана»

По всей Украине проходит массовая акция протеста против решения Кабинета министров приостановить подписание соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Правда, в большинстве городов акции не увенчались успехом. Отличаются лишь столица да Львов. При этом в столице среди митингующих хватает и приезжих. В Киеве после массовых акций 24 ноября заговорили об интересном феномене — параллельном существовании трех «евромайданов». Один — исторически первый — собственно на Майдане Независимости. Потихоньку милиция там отвоевывает место для «установки елки и подготовки катка», и протестующих оттуда выживают. Второй — на Европейской площади. Он хорошо освещен, на нем установлена сцена, с которой выступают политики. И именно на эту площадь постепенно перемещается протест. И есть третий «евромайдан» — наиболее радикальных из всех — под стенами Кабинета министров. Примечательно, что изначально стоявшие на Майдане Независимости настаивали именно на общественной инициативе и не призывали к помощи партии. «Ладно, давайте серьезно. Вот кто сегодня до полуночи готов выйти на Майдан? Лайки не считаются. Только комментарии под этим постом со словами «Я готов». Как только наберется больше тысячи, будем организовываться», — написал в Facebook инициатор собрания на Майдане журналист Мустафа Найем. Позже назначили время и места сбора. «Встречаемся в 22:30 под монументом Независимости. Одевайтесь тепло, берите зонтики, чай, кофе, хорошее настроение и друзей», — указал журналист. Ни в одном из сообщений оппозиционные политсилы к помощи не призывались.
Позже, когда оппозиционеры сами выйдут на Майдан, начнут раздаваться голоса о недопустимости использования протеста партиями в своих целях. В итоге, инициатор Майдана Найем напишет: «Каждый из нас волен поддерживать или не поддерживать политические требования оппозиции». Собравшиеся на Майдане студенты тоже не всегда понимали, зачем политики агитируют их так, словно выступают на очередном плановом митинге. В этом «евромайданы» кардинально отличались от «помаранчевого Майдана». «Это революция молодых по сравнению с тем, что было в 2004 году. Эта революция имеет другие цели и другую общественную основу… Эти молодые люди относятся со скепсисом к старым политикам, вообще к политике. То, что происходит здесь, во Львове, и в Киеве — это попытка родить новую политику», — подчеркнул историк Ярослав Грицак. С ним согласны политологи. «У оппозиции не было никакого плана и общественная инициатива оказалась первоочередной и опередила политическую инициативу. С самого начала было понятно, что лидеры оппозиционных партий будут гнуть свою линию», — считает политолог Алексей Голобуцкий. «Если говорить о разнице между майданом 2004-го года и 2013-го, это майдан не политиков, а граждан. Он нацелен на то, что Украина окончательно сделала свой не просто торговый, не просто экономический, а цивилизационный выбор», — поддерживает его директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. А некоторые и вовсе считают — Майдан до ассоциации доведет. «Я думаю, что все-таки неофициально переговоры продолжаются. Если вдруг в последние дни будет принято решение со стороны Запада о предоставлении Украине масштабной экономической помощи, тогда соглашение может быть подписано», — уверен политолог Владимир Фесенко.
«Усталость» людей от политиков была видна во Львове, который выбрал себе в горсовет националистов из «Свободы». Но когда на львовском евромайдане народный депутат от «Свободы» Юрий Михальчишин превысил лимит выступления на сцене, его не стали дослушивать, а отключили электричество. Чем вынудили Михальчишина к заявлению: «Вот эти сопляки на сцене (местные студенты — ред.) сейчас хотят предать революцию». В ответ Михальчишина «попросили». Однако так просто он не ушел. «Мы выступаем за майдан без политики. Когда вышел Михальчишин, мы стояли под сценой и кричали «Ганьба!», но через несколько секунд к нам подошли 8 человек лет за 40. Он нам кричали: «Кому вы кричите «Ганьба!», кто вы такие без политиков?!». Нас разбросали и начали бить. Подошел мэр Львова и его помощник, но их тоже отбросили. Меня и девочек ударили в грудь, Это были экзальтированные сторонники Михальчишина», — передает «Радио Свобода» слова одной из львовских студенток. Михальчишин, в свою очередь, назвал случившееся провокацией. В Киеве политики со сцены на Европейской площади выразили свое несогласие с аполитичностью «евромайданов». «Майдан на Европейской площади невозможен без партийных флагов, т. к. все его требования — это политика», — пояснил «свободовец» Игорь Мирошниченко. Между тем, даже бывшие участники Майдана-2004 признают: устали от политики. «Я приду на «евромайдан». Без политики. Без партийных флагов. Без трибуны. Приду, потому что не могу не прийти», — пообещал 24 ноября певец Вакарчук. Для политиков такое поведение лидеров мнений и в первую очередь молодежи грозит обернуться серьезными неприятностями.

Не было бы счастья…

Украинским оппозиционерам повезло с решением Кабмина, инициировавшим создание по всей стране «евромайданов». Незадолго до этого решения лидеры оппозиционных политсил оказались в центре различных скандалов. У главы УДАРа Виталия Кличко взломали почту, и аккаунты в соцсетях. И на свет появились весьма неприглядные материалы. Еще больший удар нанесли по «Свободе», когда журналисты раскопали информацию о коммунистическом прошлом пылкой националистки Ирины Фарион. Собственноручное заявление Фарион с просьбой принять ее в КПСС не оставило пространства для маневра. А ответ на просьбу журналистов в стиле: «Орлицы не исповедуются перед гиенами» и вовсе нанес имиджу партии солидный ущерб. Что касается партии «Батьківщина», то после многочисленных переходов в стан противников ее представителей, эта влиятельнейшая оппозиционная политсила имеет весьма неприглядный имидж.
И вот грянули «евромайданы». Казалось бы, оппозиционеры могут поправить свой имидж. Но Кличко, и так регулярно «прогуливавший» акции объединенной оппозиции даже 24 ноября умудрился опоздать на киевский «евромайдан». Официальная причина — его задержали на таможне. Но если речь о таком мероприятии, то возможные проблемы с пересечением границы нужно учитывать загодя. Да и прилетать «впритык» даже не к началу сбора тоже не стоит. В итоге, многотысячная колонна протеста гуляла по Киеву без Кличко. Что касается «Свободы», то она никак не могла забыть своих любимых лозунгов про «Москалей на ножи» и агрессивных действий (потасовки у Кабмина и упомянутый инцидент во Львове) и риторики (Мирошниченко, например, весьма нелицеприятно выразился в адрес Юрия Луценко в эфире «Радио Свобода»), за что некоторые оппозиционеры даже обвинили эту политсилу в провокациях. Ну а «Батьківщина» как политсила смотрелась весьма блекло. Отчасти ее спасали старые «полевые командиры» еще того Майдана-2004 такие, как Андрей Парубий.
Все это — весьма опасный сигнал для политиков. На носу выборы 2015 года. И они могут попросту не набрать необходимого количества голосов. Иными словами, народ в них может окончательно разочароваться. Пока данных социологических исследований по изменению рейтинга того же Кличко после «евромайданов» нет. Однако вряд ли он поднимется из-за опоздания и довольно пассивной позиции главного соперника действующего президента Украины.
С другой стороны, зарождающийся общественный протест пока еще слишком молод. И пока говорить о каких-то альтернативных лицах для старых политиков не приходится. Если же они появятся, сумеют ли они набрать достаточно поддержки для того, чтобы составить конкуренцию такой мощной фигуре, как Виктор Янукович, со всей его административной поддержкой и финансовыми ресурсами? В общем, «евромайданы» — сигнал о необходимости перемен не только манере поведения украинской власти, но и оппозиции. Если лидеры оппозиционных политсил и дальше будут изображать из себя глухарей, слушающих только свои пламенные речи на трибунах, они рискуют войти в историю как «могильщики украинского протеста».

Виктория ВИКТОРОВА

Комментирование закрыто.