Алексей БАТАЛОВ: «Мне всегда помогал пример бескомпромиссных людей, живших рядом»

21. ноября 2013 | От | Категория: Рекомендуем прочесть

20 ноября всенародно любимому актеру исполнилось 85!

Это актер удивительной творческой судьбы. Уже вскоре после своего появления в кинематографе он стал не просто популярен среди зрителей, а заслужил их любовь и глубокое уважение, как интересный и своеобразный художник. Причем, это всенародное признание и преклонение перед талантливым актером, Героем Социалистического Труда, народным артистом СССР, лауреатом Государственных премий, профессором Алексеем Баталовым не угасает до сегодняшних дней.

Наверное, сама судьба способствовала ему в выборе своей профессии. Ведь с самых юных лет Алексей Владимирович воспитывался и рос в самой, что ни на есть, творческой атмосфере. Его отец Владимир Баталов и мать Нина Ольшевская были актерами МХАТа, там же работали его дядя и тетя – Николай Баталов и Ольга Андровская. Когда же брак родителей распался, и Нина Ольшевская вышла замуж за известного писателя Виктора Ардова, Алексей, оказавшись в его квартире, встретился с целым созвездием легендарных представителей творческой интеллигенции.
«У нас в доме побывали многие известные люди, — вспоминал позднее артист. — Когда мне было семь лет, к нам впервые пришла Анна Андреевна Ахматова. Мне всегда помогал пример бескомпромиссных людей, живших рядом. Как правило, они были бедны материально, но компенсировали это духовным богатством. Ахматова, Зощенко, Пастернак, Бродский – я знал этих людей, видел их жизнь. Меня никто ничему специально не учил, не науськивал, правда, это и не требовалось. Я и без объяснений многое знал и понимал».
На сценические подмостки впервые Алексей Баталов вышел в 14 лет. А случилось это в годы Великой Отечественной войны, когда он вместе с матерью был эвакуирован в Татарию – город Бугульму. Там Нина Ольшевская организовала театр, в котором Алексей сначала работал в качестве рабочего сцены, затем мама начала доверять ему небольшие роли.
«Я впервые вышел на сцену с подносиком… Я не обольщался ни судьбой актерской, ни аплодисментами. Но что я буду в театре – не сомневался никогда. И что во МХАТе – тоже. Но я понимал: или ты актер, или…».
После войны Баталовы вернулись в Москву. Окончив школу, Алексей поступил в Школу-студию при МХАТе. Но получив диплом да еще подписанный самой Ольгой Книппер-Чеховой – женой великого русского писателя, его мечта попасть на сцену Художественного театра осуществилась не сразу – Баталова призвали на службу в Советскую Армию. И только в 1953 году, то есть спустя три года, вернувшись на гражданку, его приняли в труппу МХАТа. А уже вскоре кинорежиссер Иосиф Хейфиц пригласил начинающего актера на главную роль рабочего Алексея Журбина в свой фильм «Большая жизнь». Следует отметить, что до этого Баталову уже приходилось выходить на съемочную площадку, правда в совсем маленьких, эпизодических ролях в картинах «Зоя» и «Служу Советскому Союзу». Но доверенная новая роль, ни в какое сравнение с ними не шла, ведь она требовала от молодого актера серьезных усилий и творческой фантазии. И Алексей Баталов справился с поставленной задачей, можно сказать, блестяще. Фильм «Большая жизнь» был удостоен на фестивале в Каннах одного из почетных призов, он также получил признание зрительской аудитории.
После такого успеха молодого актера, приступая к работе над своей новой картиной «Дело Румянцева», Иосиф Хейфиц уже не раздумывая, доверил в ней Алексею Баталову главную роль шофера Саши Румянцева. Доверил и снова не прогадал. Фильм имел огромный успех у зрителей. После его выхода на киноэкраны страны критика писала об актере: «Его герой был новым не только для Баталова, но и для всего послевоенного кино. Именно он открыл галерею образов молодого человека 1950-1960-х годов, характерных простотой, стремлением к анализу окружающей жизни, цельностью, отнюдь не исключающей, однако, противоречивость поступков, свойственной молодости. Баталов сумел представить все эти качества обязательными и органичными для своего героя…».
Затем в багаже актера появилась картина «Мать» по М.Горькому кинорежиссера Марка Донского, где Алексей Владимирович ярко и запоминающее сыграл роль Павла Нилина. А вот фильм «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова, ставший единственной советской игровой картиной, удостоившейся в Каннах «Золотой пальмовой ветви», не только принес огромную славу Баталову, а и круто изменил его дальнейшую судьбу. Познакомившись на съемочной площадке с прекрасным кинооператором Сергеем Урусевским, под его влиянием он оставляет театр и уходит в режиссуру.
«Я бежал не из МХАТа, как такового, а из МХАТа пятидесятых годов – перспективы, которые он мне сулил, были однозначно безрадостными, — вспоминал Алексей Владимирович. — Я оставил Москву и уехал в Ленинград к Иосифу Хейфицу. Этот человек целиком и полностью, как папа Карло Буратино, сделал меня. Я был его актером – хотя потом снимался и у других режиссеров… Но если бы я не встретился с Хейфицем, меня в моем теперешнем качестве не было бы – это совершенно ясно».
Позднее Алексей Баталов снялся в еще двух фильмах своего любимого режиссера «Дорогой мой человек» и «Дама с собачкой».
«Картина «Дама с собачкой» была для меня очень важна как поворот к настоящей актерской работе. И если бы не Хейфиц, который дал мне роль Гурова, за что его очень осуждали, то не видать бы мне классических ролей, как своих ушей», — признавался актер.
Не просто досталась Баталову и роль молодого ученого Гусева в фильме «Девять дней одного года», хотя сценарий Даниилом Храбровицким был написан исключительно на его актерские данные. Но режиссер Михаил Ромм видел этот образ совсем по-другому. Когда актер прочитал сценарий, он вместо ответа сел за руль своего «Москвича», приехал из Симферополя, где тогда находился, прямо на киностудию «Мосфильм» и едва ли не с порога заявил, что хочет сыграть эту роль. В результате фильм по опросу зрителей был признан лучшей картиной года, а Алексею Баталову в числе других ее создателей, была присуждена Государственная премия РСФСР.
Свою первую режиссерскую постановку А.Баталов осуществил в 1959 году на киностудии «Ленфильм», сняв фильм «Шинель» по повести Н.В. Гоголя. Работа эта давалась с большим трудом. Леонида Быкова, которого режиссер видел в главной роли, не отпустили из харьковского театра, где тот работал. Непросто было утвердить и кандидатуру Ролана Быкова, а затем и вовсе руководство кино заподозрило в картине едва ли не идеологическую диверсию. В результате, к сожалению, лента прошла в прокате малым экраном и широкий зритель ее посмотреть не смог.
Зато следующая режиссерская работа Алексея Баталова фильм «Три толстяка» по сказке Ю.Олеши вышла в широкий прокат. В ней актер сыграл одну из главных ролей – Тибула и все трюки сделал сам. И здесь приходится только восхищаться настойчивостью и трудоспособностью актера и режиссера. К примеру, чтобы пройти по проволоке, протянутой между домами, он учился этому год и два месяца.
Безусловно, одной из самых знаковых работ в творчестве Алексея Баталова до сих пор является роль Гоши во всенародно любимом фильме кинорежиссера Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Но немногие знают, что когда актер ознакомился со сценарием, то поначалу отказался от роли, сославшись на то, что очень занят преподавательской деятельностью во ВГИКе. Но, перечитав сценарий, сам позвонил режиссеру, дав согласие на съемки. И, конечно же, в том, что фильм удостоен «Оскара» огромная заслуга и Алексея Баталова.
Нельзя без уважения относиться и к творческой позиции Мастера, его пониманию сущности актерского таланта. В свое время он на страницах печати вступил в спор с выдающимся итальянским кинорежиссером Антониони, который полагал, что актер не должен анализировать, размышлять над своей ролью, ибо это, якобы, мешает непосредственности актерского исполнения.
«Для современного искусства совершенно недостаточна просто непосредственность, — писал А.Баталов. – Она уже сделала свое дело, и к ней привыкли так же, как к вычурности и к пафосу в другие времена. Нужна выдумка, и чем она будет острей, тем лучше…».
Конечно же, очень трудно представить сегодняшнее искусство без Алексея Баталова. Помню, как в детстве мы по много раз смотрели свой любимый фильм «Три толстяка» каждый раз восхищаясь мужеством и героизмом находчивого Тибула. Как в школьные годы обсуждали картину «Летят журавли», восторгаясь блестящим воплощением, казалось бы, небольшой по экранному времени роли Бориса Бороздина. И впоследствии я старался не пропустить ни одной роли любимого артиста. Ведь в каждой из них Алексею Баталову удавалось найти новые краски, и благодаря его широкому творческому диапазону все созданные им образы — разные, непохожие друг на друга. Его экранная заразительность, благородство, одержимость, предельная правдивость не могли пройти бесследно для целого поколения зрителей, и я знаю несколько состоявшихся актеров, которые пришли в эту профессию исключительно благодаря мастерству Алексея Баталова.
В эти дни замечательный актер празднует свой юбилей. Примите и от нас, многочисленных украинских зрителей, дорогой Алексей Владимирович, самые лучшие пожелания. И пусть то добро и благородство, которые Вы несете с экрана, сопровождают Вас всю дальнейшую жизнь.

Сергей ПАНКРАТЬЕВ

Комментирование закрыто.