«Летучий голландец» взорвал Большую оперу

3. октября 2013 | От | Категория: Рекомендуем прочесть

Постановкой оперы Рихарда Вагнера «Летучий Голландец» Донецкий национальный академический театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко отметил 200 лет со дня рождения великого немецкого композитора.

Вагнером у нас пугали долго — практически весь исторический период, ныне называемый советским. Дело не только в философии и идеологических взглядах композитора, которые, считается, оказали влияние на Гитлера (например, в Израиле из-за этого произведения Вагнер до сих под запретом). Боялись его сложной музыки: всякий раз по привычке поминали Венскую оперу, которая в позапрошлом веке отказалась от постановки «Тристана и Изольды», объявив это произведение неисполнимым.
Появилось понятие: «вагнеровские голоса». Только певец с «длинным дыханием» и голосом огромного диапазона способен «поднять» вокальные партии в его операх. Что правда, то правда: таковых немного, но в Украине вагнеровские голоса есть. Оказывается, пока те, кому по должности положено, перестраховываются, боясь прикоснуться к наследию «великого и ужасного», украинские музыканты, певцы (и даже некоторые оперные администраторы) за огромное творческое счастье почитают исполнять музыку Вагнера. Энтузиазм этих людей настолько заразителен, что способен увлечь даже отдельных олигархов, уровень культурных запросов которых еще недавно не поднимался выше футбола. Да что олигархи – руководство Вагнеровского общества Украины, не далее как год назад, с сожалением констатировало: «ни по художественным, ни по материальным возможностям» воплощение вагнеровских постановок «пока недоступно украинским оперным коллективам, включая и нашу главную сцену — Национальную оперу Украины». Хотя в это время в Донецке раскручивался совместный украино-немецкий культурный проект: шла работа над «Летучим Голландцем».
Опера – дорогое удовольствие, и Ринат Ахметов, скромно называющий себя акционером СКМ, вложил в спектакль невиданную для наших театров сумму – 3,5 млн. гривен (гастрольный тур обошелся, как утверждают, в 8 млн. гривен). И не прогадал. Инвестировать в художественный проект такого уровня — значит всегда быть в выигрыше (в отличие от футбольного матча). Имеется в виду тот выигрыш, что денег дороже — моральный, нравственный.
С самого начала донецкой оперой было принято грамотное решение пригласить знатоков и носителей вагнеровских традиций — режиссера Мару Курочку, художников Момме Хинрикса и Торге Мёллера, художника по костюмам Юлию Харттунг. Немецкие постановщики, «отравленные» творчеством композитора, отлично понимали, какую сложность представляет собой загадка по имени Рихард Вагнер. Впрочем, оказалось, им известен секрет, как поставить оперу «для всех». Как удивить, увлечь и меломана, и зрителя, который впервые попал на оперный спектакль. И ведь добились своего, решили эту трудную задачу с блеском.
Не только на неофитов произвели впечатление современные 3D технологии, создающие эффект волнующегося холодного моря, которое бороздят корабль Летучего Голландца и плот Даланда. Вместе с тем режиссер, сценографы будили творческую мысль зрителя и сугубо театральными средствами. Фантастические существа в белых одеждах, медленно выползающие из-под ложа Сенты — будто образ видений и страхов главной героини. Это не просто пластическая массовка. Здесь каждый артист, тянущий белое полотнище, которое, в конце концов, покрывает сцену, ведет, если хотите, свою роль. Действо пленяет и оказывается, что Вагнер – это не трудно и не скучно, а завораживающе. Более же искушенные зрители относятся к нему, как к фону, который помогает раскрыть музыкальную мысль и сосредоточиться на пении вокалистов.
Высокую планку вагнеровского стиля держали зарубежные солисты Андреас Макко (Голландец), Вальтер Финк (Даланд), Давид Йим (Эрик). Но главной вагнеровской героиней по праву стала солистка Национальной оперы Украины Леся Алексеева. Ее голос заполнил все немалое пространство зала киевской оперы, он буквально царил в нем (к слову, в австрийском Граце на международном конкурсе молодых вокалистов имени Рихарда Вагнера Леся Алексеева была удостоена первой премии). Она с артистичной отвагой артикулировала, и это при обилии согласных, что характерно для немецкого языка. Природа и труд, добавим, замечательные внешние данные помогли ей создать образ Сенты – натуры духовно богатой, эмоционально открытой, готовой к великой жертве во имя любви.
Завету Станиславского «пойте не для уха, а для глаза» следуют участники хора: каждый словно рассказывает от первого лица о чем-то своем, личном, и вместе с тем, не отделяет себя от товарищей и подруг — моряков и многочисленной женской прислуги. Эмоциональная окрашенность звучания, широкая гамма человеческого чувства – всеми этими красками «пишет» хор.
Петербуржца, «мариинца» Михаила Синькевича дирижировать донецким спектаклем пригласили не случайно. Он из того состава, локомотивом которого является Валерий Гергиев. Как известно, маэстро стяжал славу абсолютного вагнеровского монополиста на российском «музыкальном поле». Стало быть, Михаилу Синькевичу известны, а еще им наверняка просчитаны и, главное, прочувствованы тонкости подходов к оркестровому наследию Вагнера. Он добивается могучего форте не физического, а эстетического свойства. Кроме того, Синькевич продемонстрировал, как великолепно может звучать оркестр, насколько высок профессионализм отдельных групп и солистов оркестра, его ансамблевая культура.
Донетчане, с успехом проведя гастроли в Одессе и Львове, открыли для Украины Вагнера. «Голландец» вызвал огромный интерес киевских меломанов. «Лишний билетик» спрашивали на дальних подступах к Национальной опере. Таким образом, захватывающий процесс рождения украинских поклонников композитора – вагнеритов, как говорится, пошел. Хотелось бы, чтобы театры, и в первую голову, Национальная опера Украины, восприняли успех коллег, как доказательство огромного интереса к творчеству Вагнера и, наконец, должным образом отреагировали, поскольку того желает публика.

Елена ПОЗДНЯКОВА,
Специально для «ПУ»

Комментирование закрыто.