Гений живописного цвета

11. сентября 2013 | От | Категория: Человеческое измерение

Творчество этого замечательного живописца по праву вошло в золотой фонд советского изобразительного искусства. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Национальном художественном музее Украины и почти во всех крупных художественных музеях страны. Он получил широкую известность как выдающийся художник, пионер живописного цвета в Украине.

Одному из талантливейших украинских живописцев ХХ века, портретисту, мастеру натюрморта и в первую очередь пейзажа, заслуженному деятелю искусств Украины, профессору Илье Нисоновичу Штильману в декабре прошлого года исполнилось бы 110 лет.

К сожалению, мне не довелось встретиться с этим удивительным художником и человеком, поскольку мы люди разных поколений. Но мне посчастливилось побывать на персональной выставке живописца, посвященной 110-летию со дня его рождения. На ее открытии, 2 ноября прошлого года, в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Украины я увидел много знакомых, послушал выступления художников, искусствоведов, учеников Мастера, и мне очень захотелось рассказать об этом талантливом художнике, крупном педагоге и общественном деятеле.
Это была пятая выставка И.Н. Штильмана, но, к моему удивлению, все они, хотя и имели большой успех у людей, небезразличных к изобразительному искусству, но состоялись уже после смерти художника. Наверное, у многих возникает закономерный вопрос: как же могло случиться, что такой талантливый живописец с широкой известностью и огромным авторитетом не удостоился персональной выставки при жизни? Объяснить это совсем несложно. Просто Илья Нисонович был скромным человеком и очень взыскательным к себе творцом, поэтому на многочисленные официальные предложения открыть свою выставку отвечал отказом. Ему казалось, что он не готов к такому серьезному отчету. Хотя активно экспонировал свои работы, начиная с периода учебы в Киевском художественном институте, был участником большинства всесоюзных и практически всех республиканских выставок, где его картины получали высокую оценку критиков. Участвовал художник также и в ряде зарубежных выставок.
Первая персональная выставка Ильи Штильмана была организована в 1970 году в самом престижном Национальном музее Украины, где хранятся более 70 работ Мастера, как живописных, так и графических. Многие из них долгие годы экспонировались в Музее. Там же в 1982 (к 80-летию), 1992 (к 90-летию), 2003-годах (к 100-летию) художника были организованы и последующие выставки. Все они сопровождались прекрасными, удивительно теплыми и сердечными вечерами памяти. На выставках демонстрировались фотографии, документы и материалы, связанные с жизнью Ильи Нисоновича.
В организации всех выставок принимала участие Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры, которая предоставляла работы из своего обширного собрания. Знаменательно, что на их открытие приходили сотни людей. На вечерах памяти выступало много художников, дававших высочайшую оценку личности, творчества и педагогической деятельности Ильи Нисоновича. Еще больше было людей, которые не смогли выступить из-за лимита времени. На вечере памяти, приуроченном к первой персональной выставке Ильи Штильмана в 1970 году, один из его любимых учеников и близких друзей, крупный украинский пейзажист Борис Рапопорт сказал, что когда составляли список людей, которых нужно было пригласить на открытие выяснилось, что в художественной среде не оказалось буквально ни одного человека, чья жизнь в той или иной степени не соприкоснулась бы с жизнью Мастера.
Илья Штильман родился в Киеве 3 декабря 1902 года. Способности к рисованию проявились у него в раннем детстве. В 1917 – 1920 годах он учился в Киевском художественном училище, а в 1921 – 1927 годах в Киевском художественном институте. Его учителями в институте были крупнейшие художники и педагоги, классики украинского изобразительного искусства Николай Бурачек, Федор Кричевский и Лев Крамаренко. О силе таланта молодого живописца свидетельствует тот факт, что его дипломную работу – картину «Музыканты на еврейской свадьбе» не только отметили в ряде публикаций, а и напечатали ее репродукцию в московском журнале «Искусство».
После окончания института в течение пяти лет Илья Нисонович работал в качестве художника-монументалиста. Он был широко известен, как автор многочисленных плакатов, панно, стендов и диаграмм. Его коллеги считали, что это были работы высокого художественного уровня.
В 1933 году началась педагогическая деятельность Ильи Нисоновича, продолжавшаяся более тридцати лет. В 1940-1944 годах он был ректором Киевского художественного института, а в 1948-1959 годах руководил пейзажной мастерской.
Народный художник Украины, академик Александр Лопухов, который длительное время был ректором Киевского художественного института, вспоминал: «На первом курсе института я учился у профессора И.Н. Штильмана. Тогда впервые увидел живого, настоящего профессора, каким он ранее был в моем представлении: красивого, эрудированного, интеллигентного, многопланового, деликатного в общении с людьми. В его работах чувствовалось особое благородство, чувствовалась музыка в живописи».
Когда началась Великая Отечественная война, еще до эвакуации художественного института, ректор Илья Штильман инициировал ускоренный выпуск студентов-дипломников. Более того, он взял на себя ответственность без решения Государственной комиссии подписать дипломы выпускникам, среди которых была и Татьяна Яблонская, впоследствии Герой Украины, народный художник СССР, академик. На протяжении многих лет она поддерживала тесные жизненные и творческие связи с Ильей Нисоновичем.
В начале войны И.Н. Штильман, будучи ректором Киевского художественного института, проявил незаурядные организаторские и административные способности. Он сыграл важную позитивную роль в дальнейшей судьбе этого учебного заведения, его профессорско-преподавательских кадров, студентов, в сохранении имущества института. Благодаря его настойчивости, твердости и высокой принципиальности высшие партийные и государственные органы страны приняли решение об эвакуации Киевского и Харьковского художественных институтов в Самарканд, а сам он принял активное участие в реализации этого решения. И в первую очередь благодаря Илье Штильману в трудных условиях эвакуации был успешно налажен плодотворный учебно-педагогический процесс, а впоследствии организованы защита дипломных работ, выпуск дипломников и выставка их работ в Москве.
Илья Нисонович был живописцем, который умел находить красоту даже в обыденном пейзаже, раскрывая его привлекательность и лиризм. Наверное, поэтому его произведения наполнены какой-то тихой радостью, добротой и необыкновенной любовью к родной земле.
«По сути И.Н. Штильман является пионером цвета на Украине, в котором совмещено все – радость и жизнь, глубокое восприятие красоты, — отмечал на вечере памяти Мастера в 1970 году его друг и коллега народный художник СССР Николай Глущенко. – Это был человек глубоко эмоциональный. Он был очень чувствителен, особенно остро чувствовал все окружающее. А это очень важно для художника-пейзажиста».
Н. Глущенко также подчеркивал, что И. Штильман был, по сути, руководителем для наших пейзажистов. Все они отмечали, что чувство цвета в них заложил именно Илья Нисонович. Среди живописных работ Мастера: серия пейзажей «Днепр одевается в гранит» (1936-1937), серия самаркандских и загорских пейзажей (1942-1944), картины «Зима» (1946), «Ветер», «Владимирская горка» (1947), «Нива» (1950), «Гроза» (1951), «Месяц взошел» (1953), «Каневские Карпаты. Чернеча гора» (1963), «Седневские дали» (1966). Портреты: академика А. Богомольца (1946), В. Касияна (1947), другие портреты, многочисленные натюрморты.
«Его общение с природой, откровенный разговор с ней свидетельствуют о том, что это человек большой, щедрой души, — вспоминал в свое время народный художник СССР Виктор Пузырьков. – Он любил студентов, всегда находил с ними контакт и такую форму общения, что студент у него сразу раскрывался как человек».
Среди учеников Ильи Нисоновича много художников, которые признаны крупными мастерами украинского изобразительного искусства: Василий Гурин и Вера Баринова-Кулеба, Татьяна Голембиевская и Анатолий Пламеницкий, Степан Кошевой и Иван Савенко, Борис Рапопорт и Анна Файнерман, Ядвига Мацеевская и Исаак Тартаковский, Вадим Одайник и Георгий Чернявский, Михаил Вайнштейн и Вениамин Заславский, Михаил Бельский и Владимир Беляк, и многие другие.
К сожалению, все довоенное творческое наследие и архив Ильи Штильмана погибли во время войны, за исключением нескольких работ. Поэтому на выставке, посвященной 110-летию со дня рождения художника, которая была открыта на кафедре живописи и композиции Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, экспонировались работы в основном 1940-1960-х годов. Из довоенного творчества был представлен только портрет народного художника СССР, академика Алексея Шовкуненко, созданный Ильей Нисоновичем в 1939 году.
На открытие юбилейной выставки пришли профессора, преподаватели и сотрудники Академии, ученики И. Штильмана, художники разных поколений, студенты, искусствоведы-исследователи творчества Мастера, многочисленные ценители искусства. На выставке, приуроченной к 95-летию создания Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, было представлено около 50 работ живописца. Ее открыл проректор Академии, заслуженный художник Украины Андрей Яланский. С воспоминаниями и размышлениями об Илье Штильмане выступили: народный художник Украины, академик, заведующий кафедрой живописи и композиции Василий Гурин, народные художники Украины, академики Михаил Стороженко и Вера Баринова-Кулеба, заслуженный художник Украины, доцент Академии Игорь Мельничук, заслуженный деятель искусств Украины, академик Михаил Криволапов, кандидат искусствоведения Галина Скляренко, заслуженный деятель культуры Польши, живописец и сценограф Вениамин Заславский, художник и искусствовед Елена Агамян, младший сын художника Онисим Штильман. Все они отмечали необыкновенную преданность Мастера искусству, его огромный талант художника и педагога, прекрасные человеческие качества.
Ильи Нисоновича Штильмана не стало 11 августа 1966 года. О его творчестве написано более двух десятков статей, он вошел в многочисленные всесоюзные и украинские энциклопедии и книги по истории изобразительного искусства советского периода. Но, к сожалению, до сих пор так и не вышел альбом замечательного художника. На открытии выставки также отмечалась необходимость издать книгу воспоминаний о выдающемся Мастере украинского изобразительного искусства.

Сергей ПАНКРАТЬЕВ

Комментирование закрыто.