«Международным авиалиниям Украины» подрезают крылья?

22. ноября 2010 | От | Категория: ситуация

Основанная в 1992 году авиакомпания «Международные авиалинии Украины» («МАУ») является пока еще крупнейшей в Украине по объему перевозок (выполняет около трехсот регулярных рейсов в неделю). И пока еще находится под контролем государства — Фонд государственного имущества Украины (ФГИ) владеет 61,6% акций «МАУ». Остальными акционерами были дочерняя от Austrian Airlines — UIA Beteiligungsgesellschaft (22,5%) и Европейский банк реконструкции и развития (9,9%). Оставшиеся 6% акций находились под контролем бывшего гендиректора и главы Наблюдательного совета «АэроСвита» Арона Майберга через компанию Capital Investment Projects.

Однако теперь все идет к тому, что скоро весь пакет акций «МАУ» будет принадлежать одному владельцу. Процесс грядущей приватизации авиакомпании выходит на финишную прямую. Это было обозначено 10 ноября, когда газета «Ведомости приватизации» опубликовала информацию о выходе государства из капитала «МАУ» до конца этого года. Позже в этом же официальном органе ФГИ появилось сообщение об объявлении конкурса по выбору оценщика рыночной стоимости 61,58% государственных акций «МАУ». Этот конкурс должен состояться 1 декабря.

Буквально накануне объявления о приватизации, 3 ноября, авиакомпания перерегистрировалась из Закрытого акционерного общества в Частное акционерное общество. В этом нет ничего удивительного, если бы не одно «но». Дело в том, что в новый Устав «МАУ» был внесен пункт о преимущественном праве акционеров авиакомпании на выкуп ее акций, хотя этот пункт не является обязательным для внесения. Что вызывает явное ощущение целенаправленных действий.

Это ощущение усилилось, когда стало известно, что иностранные компании выходят из состава акционеров «МАУ». 11 ноября в одной из газет было опубликовано интервью пресс-секретаря Austrian Airlines Михаэля Брауна, где он заявил, что компания уже продала свой пакет. Что касается ЕБРР, то, по словам ведущего советника этого банка в Украине Антона Усова, он еще не вышел из капитала «МАУ», но сделка по продаже акций должна завершиться до конца текущего года.

Оба представителя не упомянули покупателя, однако в деловых кругах знают, что им оказалась компания Capital Investment Projects. Таким образом, до формального старта приватизационной компании была проведена колоссальная невидимая работа, позволяющая выйти на финишную прямую одному участнику, будущему победителю – компании Арона Майберга. Напомним, согласно новому Уставу МАУ, приоритетное право на выкуп госпакета имеют нынешние, оставшиеся в гордом одиночестве, акционеры компании в лице Capital Investment Projects.

Кто же проделал эту работу? Логично было бы предположить, что заинтересованным лицом должен быть сам А.Майберг. Однако складывается впечатление, что руководству ФГИ во главе с Александром Рябченко такой результат был тоже нужен. Ведь именно руководство ФГИ могло и не вносить в Устав «МАУ» пункт о приоритетном праве акционеров на выкуп акций, но сознательно сделало это. Даже, несмотря на то, что этот пункт является препятствием для проведения открытого аукциона.

ВЫНОС. Руководство ФГИ могло и не вносить в Устав «МАУ» пункт о приоритетном праве акционеров на выкуп акций, но сознательно сделало это. Даже, несмотря на то, что этот пункт является явным препятствием для проведения открытого аукциона.

Открытые торги со множеством участников позволяют продать государственное имущество по более выгодной для бюджета цене. Однако, вместо того, чтобы выполнять требования «Государственной программы приватизации» и достигать максимального экономического эффекта от продажи объектов приватизации, господин Рябченко предпочитает создавать тепличные условия для одного конкретного покупателя. Нет ли здесь определенного сговора и коррупционной составляющей? На такие вопросы руководитель ФГИ может обижаться. Но сначала пускай логично обоснует свою позицию, в результате которой государство остается в явном проигрыше.

ВЫНОС. Вместо того, чтобы выполнять требования «Государственной программы приватизации» достигать максимального экономического эффекта от продажи объектов приватизации, господин Рябченко предпочитает создавать тепличные условия для одного конкретного покупателя.

От подобного кулуарного приватизационного конкурса государство может понести не только прямые убытки, но и косвенные. Аналитики рынка авиационных пассажирских перевозок весьма скептически относятся к возможностям будущего «инвестора» «МАУ» не только развивать, но и поддерживать на должном уровне одну из крупнейших украинских авиакомпаний ввиду ограниченности финансовых ресурсов. За примером ходить далеко не приходится, достаточно вспомнить, насколько эффективно господин Майберг руководил компанией «АэроСвит». Поэтому весьма логичной для многих видится ситуация, когда новоявленный собственник «МАУ» выгодно перепродаст купленные за бесценок акции.

Насколько новая цена превзойдет «приватизационную», сказать трудно. Однако, все эти деньги могли бы пополнить государственный бюджет и хоть немного улучшить провальную статистику работы ФГИ за этот год. А как же назвать ее иначе, если по итогам работы за 10 месяцев выполнение годового плана составляет лишь 8%? Деньги также имеют свою энергию. И если она убывает в государственной казне, значит, где-то прибавляется. Не в карманах ли руководства ФГИ? Кто-то может потребовать доказательств. Но они и не нужны. Уже только за одни такие показатели в работе руководство Фонда должно было давно отправлено в отставку.

ВЫНОС. Деньги также имеют свою энергию. И если она убывает в государственной казне, значит, где-то прибавляется. Не в карманах ли руководства ФГИ?
Пока же чиновники ФГИ чувствуют свою безнаказанность. Возможно, они надеются, что ситуация круто изменится к лучшему благодаря успешной продаже главного приватизационного объекта — «Укртелекома». Однако, в этом есть большие сомнения. Глядя на весьма странные перипетии вокруг приватизации «Лугансктепловоза» (возникшие при активнейшем участии А. Рябченко), а теперь уже и «МАУ», солидные иностранные инвесторы предпочитают переключать свое внимание на другие страны. Одни уходят тихо, как Austrian Airlines или ЕБРР, другие делают это со скандалом, что еще более портит и без того негативный имидж Украины.

Скоро от него ничего не останется. Может, руководству страны пора уже дать должную оценку такой «приватизационной» политике?

Оставьте комментарий