Украина-Россия: по-братски или поровну?

22. ноября 2010 | От | Категория: Новости, экономика

В эти дни страсти вокруг Налогового и Трудового кодексов, о которых не говорит и не пишет только ленивый, как бы отодвинули на второй план не менее животрепещущую тему слияния российской и украинской экономик. Тем не менее, процесс идет. Более того, в нем появляются новые идеи и планы.
Движение навстречу

О том, что Россия заинтересована в создании с украинской стороной совместных предприятий, думается, никто не будет спорить. В то же время, несмотря на предупреждения оппозиции об угрозе поглощения и ущербе национальной безопасности в результате таких действий, украинские власти тоже не прочь объединить ресурсы и создать совместные предприятия с россиянами. Хотя тут необходимо отметить один любопытный момент. Отечественные олигархи, приближенные к власти или лучше сказать и являющиеся самой реальной властью в стране, охотно ведут разговоры о создании СП там, где в любом случае не пострадают их бизнес-интересы. Тут они готовы дать «добро» на любые действия властей по кооперации с представителями российского бизнеса.

Вот вам свежайший пример. На прошедшей неделе украинские парламентарии предложили России создать совместное предприятие в нефтехимическом комплексе. Эта инициатива прозвучала на встрече зампреда Госдумы Александра Бабакова и председателя комитета по энергетике Юрия Липатова с делегацией комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.

«Рынок говорит о том, что потребление минеральных удобрений будет расти, аграрный бизнес развивается, — сказал советник зампредседателя этого комитета Юрий Беляев. — Почему бы нам не сделать совместное предприятие? Мы предлагаем рассмотреть на государственной комиссии вопрос о создании совместного предприятия в нефтехимическом комплексе». Он также отметил, что Украина очень важна для России и всех, кто добывает газ. «Мы, имея такого мощного соседа, как «Газпром», должны развивать новые производства у себя, основываясь на ваших энергоносителях. Мы совместно можем делать бизнес по приближению к рынкам Европы», — сказал Беляев.

Сама по себе постановка вопроса интересна, если учесть, что украинский нефтехимический комплекс – довольно лакомый кусочек для отечественных и российских олигархов. Поэтому не удивительно, что председатель комитета по энергетике Госдумы Юрий Липатов одобрил идею объединения. «Любое здравомыслящее объединение идет на пользу, — отметил он. — Сам по себе принцип создания СП при соединении лучшего с одной и с другой стороны — это всегда положительно. И продуктивность больше, и рабочие места с российской и украинской стороны. Это увеличивает возможность выпускать более качественный продукт. Соответственно, как следствие, увеличивает возможности всего товарооборота. Как идею мы это предложение приветствуем, а что касается принятия конкретного решения — этим вопросом должны заниматься исполнительные власти».

С этим трудно не согласиться. Главное, чтобы было на общую пользу. А не так, как в старом анекдоте. Помните? Идут по дороге русский и украинец. Находят мешок с деньгами. Русский говорит: «Ну, что, разделим по-братски?» «Нет, — отвечает украинец, — лучше поровну».

Первым делом – самолеты…

Такой же принцип взаимовыгодного сотрудничества должен быть заложен и при создании других украинско-российских СП. А они, судя по всему, будут возникать, словно грибы после дождя. Одной из первых ласточек тут стало совместное предприятие на базе российской компании «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и украинского государственного авиастроительного концерна «Антонов». Как пообещал на подписании соглашения о создании СП министр промышленной политики Украины Дмитрий Колесников, оно заработает уже в следующем году. Интересно, что основной функцией этого предприятия станет координация работ, связанных с продвижением на рынок совместной российско-украинской продукции — самолетов марки Ан, с ценообразованием и послепродажным обслуживанием. Еще одной важной функцией СП должна стать подготовка предложений по дальнейшей интеграции российской и украинской авиастроительной промышленности. Согласно подписанному соглашению, ОАК и «Антонов» будут владеть СП на паритетных началах. Совет директоров общества будет состоять из 12 членов, шесть из которых будут предложены ОАК, шесть других – «Антоновым». Цель соглашения — установление партнерских отношений и развитие долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.

Это из разряда несомненных позитивов. Но есть тут и определенные нюансы. И на них уже указывает украинская оппозиция. Так экс-премьер и лидер БЮТ Юлия Тимошенко считает, что украинский авиапром потеряет рынки сбыта после создания совместного предприятия с Россией в области самолетостроения. «Мы будем просто миноритарными акционерами в чужом счастье» — сказала она. А вот украинские власти наоборот считают, что создание СП с Россией откроет для отечественного авиапрома дополнительные рынки сбыта. Кто прав?

…А потом уже — труба

Но, пожалуй, самым обсуждаемым сейчас все же является гипотетическое совместное предприятие, состоящее из российского «Газпрома» и «Нефтегаза Украины». Впрочем, почему же гипотетического? Вот тут как раз процесс с каждым днем набирает обороты. Не исключено, что уже в следующем году такое предприятие будет создано. Во всяком случае министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко на днях уже обсуждал в Москве вопрос о выборе оценщика для создания совместного предприятия на паритетных началах. Для чего оценщик? А для проведения процедуры оценки активов украинской и российской сторон.

«Все проекты, которые мы сегодня начинаем, полезные для нашего государства, они все, по указанию нашего президента, проводятся только на паритетных началах. Только с учетом наших национальных интересов», — заявил Юрий Бойко. Ранее сообщалось, что премьер-министр Украины Николай Азаров оптимистично оценивал перспективы создания СП, но считал, что переговоры по его созданию проходят недостаточно активно. По мнению премьер-министра, это обусловлено, прежде всего, трудностями по активам СП.

Напомним читателю, впервые предложение об объединении «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» высказал премьер-министр РФ Владимир Путин еще в апреле этого года на состоявшемся в Сочи заседании комитета по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской межгосударственной комиссии. Это предложение вызвало широкое обсуждение российских и украинских властей и экспертов. Последующее обсуждение вопроса происходило на высшем политическом уровне. Так, президент Украины Виктор Янукович заявил, что объединение «Газпрома» и НАК «Нефтегаз Украины» невозможно. «Если 50 на 50 будет, тогда это будет интересно», — заявил он тогда, отметив, что едва ли Москва пойдет на такой сценарий. В свою очередь президент России Дмитрий Медведев сказал: «Газпром» стоит около 150 (по самой нижней оценке) или 200 (по высокой оценке, относительно высокой) млрд. долларов. «Нафтогаз» стоит поменьше, при всем уважении к нему».

Тем не менее, работа по созданию такого СП продолжается. Глава «Газпрома» Алексей Миллер говорит, что компании должны идти к слиянию через создание совместного предприятия – это станет первым этапом пути к объединению. По его словам, вкладом в СП с российской стороны могут стать месторождения, с украинской – газотранспортная система. Российские официальные лица, в том числе премьер-министр Владимир Путин, отмечали, что Россия сохраняет заинтересованность в украинской ГТС, несмотря на то, что строит газопровод «Южный поток. Представители Украины неоднократно отмечали, что модернизация украинской ГТС обойдется намного дешевле строительства нового газопровода, и призывали Россию отказаться от «Южного потока».
Более того, Кабинет министров Украины предложил парламенту страны снять законодательные ограничения на реорганизацию и приватизацию украинской газотранспортной системы. К чему бы это? А к тому, что такая мера позволит внести в будущее совместное предприятие с «Газпромом» украинскую газотранспортную систему. «Принципиальных проблем с принятием законопроекта не будет, поскольку сейчас в Верховной Раде есть большинство (правящая Партия регионов, Компартия, Блок Литвина), лояльное Кабинету министров», – заявил в связи с этим депутат от Партии регионов Михаил Чечетов. Добавим от себя, новой власти необходимо спешить, ибо трудно сказать, каким будет состав Рады после парламентских выборов.

Не Россией единой

Но так ли однозначна выгода для Украины в создании совместных предприятий с Россией? Некоторые аналитики не только заявляют, что Украине не нужны совместные предприятия с РФ, особенно в энергетическом секторе, но и предлагают вообще ввести мораторий на создание СП между соседями на год. Говорят: на кону национальная безопасность. А еще напоминают, что Украина присоединилась к Европейскому энергетическому обществу, а законодательство России во многих моментах противоречит нормам ЕС. «Здесь же есть масса аспектов – экономика, безопасность, — утверждает, например, ведущий эксперт Центра Разумкова Сергей Демьяненко. — Насчет атомной энергетики нельзя рассуждать в отрыве от безопасности страны. Экономику нужно считать. А вот сотрудничество – возможно. Но опять же, с точки зрения безопасности Украине все-таки желательно было бы диверсифицироваться и в этих вопросах».

Украинская власть тоже, несмотря на, прямо скажем, завышенные ожидания российского руководства, предпочитает говорить не о двухстороннем сотрудничестве в энергетической сфере, а о трехстороннем. Вот и премьер Николай Азаров говорит, что именно создание трехстороннего совместного предприятия с участием Украины, России и ЕС станет реальной гарантией против рисков, которые существовали в транзите российского газа в Европу в прошлом. «В таком случае заинтересованные страны получили бы значительно большее участие в пакете управления, тем самым Россия обезопасила бы те риски по транзиту, которые она реально имела», — сказал Азаров.

Действительно ведь, за последние годы из-за коммерческих разногласий между российской и украинской сторонами происходило несколько сбоев в поставках «голубого топлива» из России в Европу. Например, в ходе газового конфликта между Киевом и Москвой в начале 2009 года Европа почти три недели не получала российский газ, идущий транзитом через Украину.

Азаров подчеркивает, что три заинтересованные стороны — поставщик, транзитер и покупатель, — должны дать друг другу гарантии поставок энергоресурсов на годы вперед. По его словам, трехсторонняя встреча, посвященная этим вопросам, состоится 22 ноября в Брюсселе. Кстати, в этот же день в Брюсселе будет проходить саммит «Украина – ЕС». Напомним читателю, что ранее украинский премьер во время своего визита в Брюссель заявил, что Европейская комиссия намерена инициировать трехстороннюю встречу ЕС с Украиной и Россией по обсуждению ряда проектов сотрудничества в энергетической сфере.

Это хорошо понимают в России. И созданием СП ограничивать сотрудничество с Украиной явно не собираются. Поэтому и слышим мы от Владимира Путина заявления о том, что украинскую и российскую экономики нужно модернизировать. «Если мы говорим о развитии нашего сотрудничества, то на повестке дня прежде стоит вопрос даже не объемов товарооборота, а наполнение его новым качественным содержанием», — говорит российский премьер. И добавляет: правительствам двух стран нужно сориентировать свое внимание на высокотехнологичные отрасли. «Это, прежде всего, если говорить об энергетике — атомная энергетика, — говорит он. — Здесь уже достигли определенного прогресса, и есть договоренности на уровне субъектов хозяйствования, которые закрепляют все, что было достигнуто в предыдущие десятилетия, и создают условия, чтобы развиваться дальше».
Можно и дальше. Если не ограничиваться только Россией.

Андрей КНЯЗЕВ

Оставьте комментарий