Когда пора заслуженно отдыхать?

4. ноября 2010 | От | Категория: проблемы, Рекомендуем прочесть

Страны ЕС одна за другой заявляют о намерении поднять пенсионный возраст. Старение нации, экономический кризис и увеличение средней продолжительности жизни заставляют общество пересмотреть отношение к тем, кому за 65. Последует ли их примеру Украина?

В 2005-м правительство Великобритании призвало поднять пенсионный возраст к 68 годам в далеком 2050 году. Нынешняя власть ввиду экономических проблем решила, что процесс нужно ускорить. Первый шаг планируется предпринять уже в 2016 году – поднять пенсионный возраст для мужчин до 66 лет. Ведь в Палате лордов, к примеру, средний возраст пэров сейчас 69 лет, самому пожилому – лорду Гленамара – скоро исполнится 98. По высказыванию The Economist, такой ход сможет за год сэкономить в бюджете 13 миллиардов фунтов, что составит 0,7% ВВП государства, или 10 миллиардов фунтов на сегодняшние деньги. Однако эксперты выразили мнение, что законодательного повышения пенсионного возраста недостаточно. Нужно изменить взгляды и среди работодателей, имеющих возрастные предрассудки, и пожилых работников, которые должны сохранить свои профессиональные навыки или освоить новые.

Глобальное старение

Для всех стран «золотого миллиарда» характерна одна черта – сокращение рождаемости и увеличение продолжительности жизни. Вскоре пенсионного возраста достигнет и послевоенное поколение, на которое пришелся бум рождаемости. По прогнозам ООН, до 2050 года средняя продолжительность жизни в мире составит 74 года, доля людей старше 60 лет возрастет с 11% до 22%, что нарушит баланс работающих и пенсионеров. В исследовании рейтингового агентства Standard and Poor’s, посвященном экономическим проблемам старения населения, прогнозируется, что без радикальных реформ системы социального обеспечения в 2015–2030 годах развитые страны ожидает резкое увеличение бюджетных расходов и даже бюджетный дефицит. В настоящий момент среди 30 самых богатых стран мира только три – Исландия, Норвегия и США – имеют пенсионный возраст выше 65 лет. Но ситуация уже изменяется.
Правительство Нидерландов заявило о поднятии к 2025 году планки пенсионного возраста до 67 лет. «Сейчас на четырех работающих людей у нас приходится один пенсионер, скоро это соотношение изменится как два к одному, – заявляет премьер-министр государства Ян Петер Балкененде. – Наше решение вызвано ухудшающимся финансовым положением страны, желанием стимулировать участие в трудовых процессах и более оптимально использовать человеческие ресурсы». Оптимизировать использование ресурсов собирается Япония поднятием в ближайшем будущем пенсионной планки до 70 лет, Австрия – до 65-ти, Германия, Дания, Австралия, Венгрия – до 67-ми. В Индии, где уровень жизни значительно ниже европейского, также обсуждается вопрос об отправке на заслуженный отдых на два года позже нынешнего – в 62.

Тенденция характерна не только для развитых стран. В Китае за последних 60 лет наблюдается рекордное количество пожилых людей. В 2008 году в государстве проживали 160 млн. людей старше 60 лет, к 2014-му их число, по данным агентства Синьхуа, возрастет до 200 млн. Стремительное старение китайской нации эксперты называют преждевременным. Главные причины – 30-летняя политика планового деторождения «Одна семья – один ребенок» и рост уровня жизни.

Подводные камни пенсионных систем

Экономический кризис лишь ускорил возникновение проблем, связанных с необходимостью реформировать пенсионное обеспечение. Снижение уровня производства, растущая безработица и уменьшение зарплат ведут к урезанию государственных пенсий. Особенно неуверенно себя чувствуют люди предпенсионного возраста – им намного тяжелее найти новую работу, да и ждать, пока восстановятся фонды частных пенсионных сбережений, некогда. Согласно исследованию Pensions at a Glance looks Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 30 странах ОЭСР уровень безработицы поднялся с 5,6% в 2007 году до прогнозируемых 9,9% в 2010-м, активность вкладов в частную систему пенсионного обеспечения сократилась в США на 26%, в Ирландии – на 38%, в Австралии – на 27%.

В связи с этим Национальный институт экономических и социальных исследований Великобритании проанализировал влияние на экономику возможного повышения пенсионного возраста на 18 месяцев через пять лет. Это снизит расходы на пенсии, увеличит поступления от налогов, которые для рабочего населения значительно выше, чем для пенсионеров, и повысит уровень потребления. Эксперты уверены, что такой шаг не отобразится на уровне безработицы. Продуктивность труда не пострадает: лишь ограниченное количество профессий требуют применение физической силы, и ее можно частично компенсировать опытом работы. Уровень зарплаты для пожилых сотрудников снизится лишь в случае уменьшения количества рабочих часов. Другое дело, что от увеличения пенсионного возраста сильнее всего пострадают самые бедные слои населения, зависящие от государственных пенсий, в то время как более зажиточные рассчитывают на отчисления от своих вкладов.

Потому с решением о поднятии пенсионного возраста в странах ЕС не всегда согласны. Председатель Латвийской федерации пенсионеров Айна Верзе заявила, что во время кризиса такой ход недопустим: «Уже сейчас многие люди предпенсионного возраста оказываются в статусе безработных и могут просто не дождаться выхода на пенсию, если возрастная планка будет увеличена». Немецкие профсоюзы также полагают, что в период экономического кризиса повышать пенсионный порог неразумно. Исследования, опубликованные в немецком издании Frankfurter Rundschau, показывают, что среди немцев в возрасте от 58 до 63 лет работают лишь 26,6%, от 63-х и выше – всего 7,4%. И это еще докризисные данные.

Исследование Pensions at a Glance looks показало, что в странах ОЭСР реформирование государственной пенсионной системы происходит в трех вариантах.
Первый – урезание всех видов пенсий в среднем на 22% с параллельным развитием негосударственных пенсионных фондов (Австрия, Германия, Италия, Япония).

Второй – уменьшение размера пенсий с учетом интересов самых бедных слоев населения. В Мексике, к примеру, средняя пенсия сократится на половину, но самая низкая – лишь на четверть.

Третий – перераспределение пенсий согласно уровню последней зарплаты: низкие пенсии урезаются максимально (в Польше – на 25% и Словакии – на 13%), средние – менее чем на 5%, высокие стали еще выше, чем до кризиса.

Однако правительства стран Европы и США поддерживают и альтернативные пенсионные системы, когда бремя расходов перекладывается с плеч государства на самих пенсионеров: на протяжении всей трудовой жизни работник откладывает определенную суму на индивидуальный пенсионный счет. Плательщиком может выступить и его работодатель. Правительство часто предоставляет в таких случаях налоговые льготы. В Германии вообще есть специальные гранты для оплаты пенсионных вкладов, предназначенных для семей с низким уровнем дохода. Насколько подобная схема поможет снять нарастающее социальное напряжение, покажет недалекое будущее. Нужно учитывать также миграционную политику страны. В Австралии и Норвегии частная накопительная система уже стала обязательной, в результате чего пенсионеры меньше пострадали от кризиса.

С чего начать?

В Украине, России и Беларуси самый низкий порог пенсионного возраста в Европе. Еврокомиссия и ООН неоднократно официально рекомендовали украинской власти его повысить. Это было также одним из условий предоставления Украине второго транша кредита МВФ.

«У нас давно пора проводить эту реформу, — констатирует Максим Борода, эксперт Международного центра перспективных исследований. – Нужно учитывать изменения в соотношении уровня рождаемости и смертности, постоянное сокращение трудового потенциала страны. Старение нации – это вызов для государства, системы социального обеспечения и сферы здравоохранения».

Данные Госкомстата свидетельствуют: сейчас в Украине 20 млн. населения трудоспособного возраста и 13,7 млн. пенсионеров. По оценкам аналитического центра «Голубая лента» Программы развития ООН, к 2050 году трудоспособных граждан в Украине станет еще на 5,6 млн. меньше. Однако украинская власть не спешит повышать пенсионный порог. Эксперты утверждают, что и население пока психологически к такому шагу не готово. Отечественные геронтологи тоже не уверены в необходимости таких европейских перестраховок для Украины.

«У нас средняя продолжительность жизни мужчин 62 года, женщин – 74. Мужчины просто не доживут до пенсии. А у женщин после 55-ти плохое состояние здоровья и высокий уровень заболеваемости. Для того чтобы они были трудоспособны, нужны лекарства, социальная терапия, профилактика. Это все требует больших средств», – говорит Олег Кульчицкий, и.о. директора Института геронтологии АМН Украины.

Но язык отечественной статистики неумолим: ежегодно в стране умирает на 300 тыс. человек больше, чем рождается. Из них около 170–180 тыс. – люди работоспособного возраста. И если пенсионный порог не повысить, работать скоро будет некому. Да и согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» минимальная пенсия по возрасту на 1% превышает уровень прожиточного минимума, который сегодня 626 гривен. Потому многие пенсионеры остаются работать, достигнув установленной государством черты, часто борясь со стереотипами относительно своей трудоспособности.

«Вы посмотрите на объявления в газетах. Ищем бухгалтера с опытом работы, до 35 лет. А что, в 37 лет он уже становится неопытным? – возмущается Олег Кравченко, член совета Всеукраинской ассоциации пенсионеров. – В трудовых отношениях дискриминация по возрастному признаку проявляется постоянно. То же самое касается и государственного управления».

Украинский пенсионер пока, к сожалению, не может рассчитывать и на негосударственные пенсионные фонды. Для развития этой тенденции необходимо банальное выполнение законов. Например, закон о негосударственных пенсионных фондах был принят еще в 2003 году. «Но у нас нет преемственности власти. Каждое новое правительство отбрасывает все, что наработано прошлым, и не отвечает за сделанное», – жалуется Олег Кравченко. Контроль деятельности этих фондов ведут сразу четыре ведомства: Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Министерство труда и социальной политики, Пенсионный фонд и Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг. Найти крайнего в случае разорения фонда – невозможно. Да и кто будет гарантировать, что работник, выплачивая ежемесячный взнос в такой фонд, получит на пенсии адекватное пособие, учитывая постоянную инфляцию? «В том, что пенсионный возраст будут повышать – сомнений нет, – продолжает господин Кравченко. То, что высчитан средний мужской возраст в 62 года, так ведь в данном случае учитываются те, кто умер в детском или молодом возрасте».

По оценкам экспертов, рано или поздно парламентарии вернутся к решению этого вопроса. Особенно если этого будет требовать конъюнктура наших взаимоотношений с западными партнерами. Да и экономика сама заставит стандартизировать украинские социальные схемы к опробованным европейским.

Что же касается временного отдыха, то лучше всего провести время в родной стране. Именно российские и украинские курорты вновь завоевывают авторитет и благосклонность туристов. Отдых на Черном море в России, к примеру обойдется Вам куда дешевле Сицилии, а условия ничем не хуже.

Оставьте комментарий