Дети: без права на защиту

4. ноября 2010 | От | Категория: Рекомендуем прочесть, ситуация

Специалисты утверждают: права ни одной категории граждан не нарушаются так, как нарушаются сегодня права детей. В первую очередь — в школе. И большинство этих случаев так и остается юридически безнаказанным. Единственное место, куда ребенок может прийти за защитой, — это семья.

Основные права детей — это право на уважение, на собственную индивидуальность, свободу мысли. К примеру, в Харькове произошел знаковый случай. Как мы знаем, интерес к бесплатным играм для девочек в сети очень велик. А родители запрещали ребенку играть в интернете. По итогу Алла Копульченко, ученица 6 класса, подала на родителей в суд за то, что ей не дают развиваться и запрещают пользоваться интернетом. Суд, как ни странно, оказался на стороне потерпевшей и вынес вердикт, согласно которому, она может играть, но не более 2 часов в день. К тому же, в объяснении суда четко сказано: интернет необходим ребенку, а игры в малых дозах развивают. Но, это всего лишь единичный случай, а бесправие детей сплошь и рядом… Законом «Об охране детства», а также Международной конвенцией о правах детей ребенку в нашей стране гарантируются личная неприкосновенность и защита чести. А дисциплина и порядок в семье и, главное, в школе должны обеспечиваться на принципах взаимоуважения и справедливости. Унижение же чести и достоинства ребенка законодательством исключается. Насколько все эти постулаты выполняются в действительности?

Так поступают

Хоть в законах и говорится о том, что учебный процесс в школах должен основываться на уважении к личности ребенка, на практике учителям практически не удается помнить об этих пунктах. А когда в случае плохого поведения ученика дело доходит до воспитания, то многие из учителей позволяют себе прямое психическое воздействие, иногда даже дело доходит до объявления бойкота — что напрямую запрещено законом.

Право на собственную индивидуальность так же успешно попирается в школах. Это раньше, в советские времена, учитель был обязан строго учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка, темперамент, сильные и слабые стороны, а также семейные условия. Сегодня же учителя сосредоточились исключительно на учебном  процессе.  «Редко какого учителя сегодня волнует, что у одного ребенка вместо математического склада ума есть художественный дар, а другой отвечает медленно вовсе не потому, что туго соображает, а потому, что флегматик. И таким образом медлительный «математик» получает ярлык «тупица», а прирожденный художник нарекается «бездарью», — свидетельствует кандидат психологических наук Юлия Удовенко.
Свобода мысли в школе тоже носит в школе в высшей степени теоретический характер. Ну, какой, скажите на милость, пятиклассник осмелится заявить на уроке, что «запорожские казаки слишком уж много пили» или «Тарас Шевченко иногда как-то грубо выражается в своих стихах»? Как-то в одной из киевских школ, когда после фразы в сочинении третьеклассника «Мой папа скоро посадит всех взяточников в тюрьму» его родителей вызвали в школу для беседы. Так что об этом «праве» ребенку, наверное, лучше и не знать —  спокойнее спать будет.

Учителя часто наказывают ребенка за шумное поведение, нарушение дисциплины или откровенные шалости. И здесь можно констатировать нарушение одного из основных прав ребенка — права на личную неприкосновенность. Ради справедливости признаем, что иногда школьник явно заслуживает наказания — но уж никак не со стороны учителя. «Ни один преподаватель не имеет права наказывать ребенка. Он может давать устную оценку его действиям — плохо он поступил или хорошо, непорядочно, нечестно. Но при этом он не должен давать оценку личности ребенка —  иными словами, произносить фразы наподобие «ты дурак», «ты тупица» или «ты хулиган», — утверждает Юлия Удовенко. К сожалению, сплошь и рядом наши школьники слышат именно эти фразы.

Ни суда, ни следствия

Привлечь к ответственности педагога, причинившего моральный или физический вред ребенку, или же нарушившего любое другое из детских прав, на деле удается крайне редко. Чаще всего проблема состоит в том, что такие случаи практически невозможно доказать. Ведь кто может быть свидетелем подзатыльника, оскорбления или объявления бойкота? Другие дети? Вряд ли они будут настолько зрелыми, чтобы не испугаться и дать необходимые
показания. Другие учителя? Но они почти наверняка не осудят коллегу. По наблюдениям юриста Киевской городской службы по делам детей Мирославы Козловой, сегодня любой педагогический коллектив — это монолит, рьяно отстаивающий свои ценности, методы, а также репутацию учебного заведения. Сложно будет добиться поддержки и в родительском коллективе, так как родители, вероятнее всего, будут давать разные оценки сложившейся ситуации. «И только если нарушения учителя носят особенно злостный характер, родители способны сплотиться и коллективно потребовать либо служебного расследования, либо отстранения учителя от работы с данным классом», — утверждает Мирослава Козлова.

Правда, проверить попавшего под подозрение в некомпетентности учителя на соответствие занимаемой должности почти невозможно. Как рассказал начальник столичной городской службы по делам детей Николай Кулеба, учителя проходят плановую профессиональную проверку — аттестацию
— один раз в год. Другие комиссии законодательством не предусмотрены. «Но эти проверки, как правило, ничего не дают, так как проходят «за закрытой дверью» и «в тесном кругу». А в педколлективах сегодня такой дефицит рабочих рук, что увольнять кого-то из-за слабых результатов, как правило, просто не представляется возможным. Учителя и так перегружены сверхурочной работой», — говорит Н. Кулеба.

Что важно ребенку, чтобы быть уверенным в родительской любви?

Ежедневное общение с родителями, обсуждение событий дня.

Похвала или вежливая конструктивная критика по делу.

Постоянный положительный телесный контакт — ласковые прикосновения, объятия, поцелуи.

Взаимная помощь в домашних делах.

Защита со стороны родителей в случае причинения вреда другими людьми (при этом в особо конфликтных ситуациях нельзя терять корректности).

Один комментарий
Оставьте комментарий »

  1. нужно в школах поставить видеонаблюдение!!!!!

Оставьте комментарий