Местные выборы станут репетицией парламентских?

9. сентября 2010 | От | Категория: политика, Рекомендуем прочесть

Главным событием прошедшей недели, безусловно, стало то, что отдохнувшие и посвежевшие народные депутаты срочно собрались на внеочередную сессию. Единственная цель – внести коррективы в закон о местных выборах, которых осталось не так уж долго ждать. В принятых поправках явно просматривается желание власти закрепить свою монополию и на местном уровне. А что для этого нужно сделать? Правильно: ослабить оппозицию. А как? Раздробить ее электорат.

Ревизия принятого

Поначалу-то коалиция приняла, а Президент подписал закон, которым запрещалось участвовать в выборах блокам и новым, еще молодым партиям. Разобравшись с законом, власти взялись непосредственно за конкурентов Партии регионов. Поскольку Яценюк и Тигипко были выведены за скобки, все шишки достались тимошенковской «Батькивщине». Сразу в нескольких региональных отделениях этой партии начались какие-то странные конфликты. Суть их сводилась к следующему: кто-то из действующих или бывших членов партии проводит какое-то подобие местной конференции, во время которой исключает из «Батькивщины» сторонников Тимошенко, а себя назначает главой ячейки. Исключенные бегут жаловаться на наглеца в независимый суд, а там их отфутболивают — дескать, все было по закону и нечего тут стенать. Однако такой, несколько топорный, подход дал эффект, скорее обратный желаемому: рейтинг БЮТ (и, соответственно, «Батькивщины») почти не пострадал, а вот популярность самих регионалов за несколько месяцев снизилась сразу на 13 процентов.

Для исправления ситуации решили поступить тоньше, а именно еще раз поменять закон о выборах и все-таки выпустить на арену Тигипко и Яценюка. Официально — ради повышения демократичности процесса. Но очевидная цель — распылить антирегиональные голоса по нескольким партиям, чтобы не дать «Батькивщине» собрать в кулак протестный электорат. Если разобраться, несмотря на отмену «блоковости», закон о местных выборах был довольно-таки выгоден БЮТ и Тимошенко, так как убирал ее конкурентов на оппозиционном электоральном поле. И в то же время вызывал массу вопросов. Во-первых, документ был негативно воспринят экспертами по Украине в Европе и США. Во-вторых, он ограничивал права развивающихся политических сил и при этом ущемлял интересы «Сильной Украины» вице-премьера Сергея Тигипко и «Фронта перемен» Арсения Яценюка. В-третьих, документ создавал достаточно комфортные условия для политической силы Юлии Тимошенко и «расчищал поле» от конкурентов из оппозиционной среды. В-четвёртых, закон не давал возможности для создания именных проектов, которые могли бы инициировать и возглавить лояльные к власти блоки местных элит. Для изменения закона пришлось в авральном порядке выдергивать депутатов Верховной Рады на внеочередное заседание за неделю до начала осенней сессии.

И все прошло, понятное дело, как по маслу. Были приняты две существенные поправки: отменили норму, которая давала право выдвижения кандидатов на выборах от местных партийных организаций только при условии, если такая парторганизация зарегистрирована не позднее, чем за 365 дней до голосования, а также решили, что от каждой из пяти фракций в Верховной Раде в состав ТИК смогут войти по три члена. Хотя совершенно не понятно, какое отношение имеют к формированию избирательных комиссий на местных выборах парламентские фракции. Еще три члена ТИК будут определяться путем жеребьевки между всеми остальными партиями, зарегистрированными в министерстве юстиции.

Силы разные, методы одни

Естественно, новшества приняли «в штыки» сторонники Юлии Тимошенко, сразу же уразумевшие, кто от них выиграет, а кто проиграет. И тут же «напоролись» на критические замечания со стороны регионалов. Так, народный депутат от ПР Алексей Плотников заявил, что отказ фракции БЮТ поддержать изменения в закон о выборах, которые позволят принимать участие в выборах молодым политическим партиям, демонстрирует приверженность представителей этой политической силы к двойным стандартам. По его мнению, «когда собственно бютовцев устраивают те или иные законодательные изменения, они их жарко поддерживают, если нет — отворачиваются, обрушивая на авторов шквал сокрушительной критики». Депутат, по его мнению, раскрыл всю «подноготную» поведения сторонников Тимошенко. «На самом же деле БЮТ банально боится конкуренции, — утверждает он. — Боится, что молодые политические партии воспользуются возможностью и покажут достойный электоральный результат, получив немалую долю голосов избирателей. Когда БЮТ подвергал критике Партию регионов за то, что регионалы поддержали закон, который лишал молодые политические партии возможности принимать участие в местных выборах, он надеялся, что никто не отреагирует на эту критику, и президент также не обратит на это внимания. И бютовцы ошиблись в своих расчетах. Когда глава государства инициировал внесение в закон о местных выборах изменения, которые углубляют его демократические нормы, позволяют молодым политическим силам заявить о себе в полный голос, и когда парламентская коалиция поддержала эти инициативы президента, БЮТ сразу дал задний ход, «забыв» о своих демократических лозунгах».

Думается, Плотников, как и ряд других депутатов ПР, говоря о том, что БЮТ следует лишь логике политической целесообразности, все же высказывает половину правды. Дело в том, что коалиция, прежде всего Партия регионов, в своих действиях точно также придерживается той же логики. Таким образом, мы постоянно наблюдаем игру с хитроумными комбинациями и с той, и с другой стороны, цель которой переиграть оппонентов в достижении для себя этой самой политической целесообразности. При этом и те, и другие с пеной у рта отстаивают тезис, что предпринимают они усилия исключительно для демократизации закона о местных выборах. В то же время, как считает, например член фракции НУНС Олесь Доний, Партия регионов принимает изменения в закон о местных выборах безо всякой привязки к демократическим нормам. Политик отметил, что большинство антидемократичных норм в законе остались. «В том числе невозможность выдвигаться на выборы самовыдвиженцам, невозможность выдвигаться партийным блокам, остался порядок формирования избирательных комиссий, где основу имеют партии Верховной Рады, которые никакого прямого отношения к выборам в органы местного самоуправления не имеют, — подчеркивает он, — Поменяли существенно лишь одно: устранили норму о 365-дневном сроке, необходимом для зарегистрированной партийной организации, чтобы иметь право выдвигать кандидатов на выборы. Но сделано это было не из желания демократизировать закон, а лишь в надежде сделать так, чтобы оппозиция больше конкурировала между собой. Ведь в патриотическом спектре партий намного больше, чем в провластной коалиции».

Зачем правили закон?

А как же реагирует на изменения структура, призванная стоять на страже интересов избирателей? Как заявил глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко, КИУ позитивно оценивает поправки к закону о местных выборах, однако называет их «фасадными» изменениями в угоду Западу. Более того, Черненко считает, что принимая такие изменения, депутаты имели лишь политические мотивы. Ведь, по его словам, несмотря на позитивные нормы, предусмотренные в измененном законе, представители коалиции так и не позволили самовыдвиженцам участвовать в выборах на должность городских глав — это остается привилегией партий. По мнению главы КИУ, изменить избирательное законодательство представители коалиции захотели, чтобы допустить на выборы больше участников и «размыть» электорат оппозиции, завести в местные советы лояльные к власти партии и показать международному сообществу, что в Украине есть демократия и их напрасно критикуют. «Это скорее полшага в сторону демократии. И то обусловленный не желанием улучшить выборы, а желанием их усложнить для конкурентов правящей партии», — говорит Черненко. Глава КИУ убежден, что принятые изменения об увеличении состава территориальных избирательных комиссий лишь внесут хаос в избирательный процесс и ЦИК не успеет качественно проверить все данные и честно провести жеребьевку членов ТИК, а их будут формировать местные госадминистрации не известно по какому принципу.

Было бы, конечно, странным, если бы политтехнологи Партии регионов ограничились лишь дроблением и размыванием электората оппозиционных сил. Люди они, безусловно, умные и дальновидные. И, естественно, просчитали еще одну – довольно-таки важную – сторону внесенных поправок. Ее суть, кстати, уже спрогнозировал директор Института проблем управления им. Горшенина Владимир Фесенко. По его убеждению, Партия регионов сможет заводить своих кандидатов на местных выборах через партию «Сильная Украина» и ряд других. По словам известного политолога, существует возможность через партии предлагать свои кандидатуры в территориальные избирательные комиссии и выбивать для себя дополнительные три места в их составе. «Это возможность влиять на процесс, — подчеркивает Фесенко. — Большие партии, думаю, будут договариваться с некоторыми малыми партиями, чтобы через них предлагать свои кандидатуры в территориальные избирательные комиссии».

При этом политолог утверждает, что во время местных выборов будет возможность использовать так называемых технических кандидатов, представителей малых политических партий и использовать их как кандидатов-спойлеров, которые будут работать против оппозиции или против провластной партии. «Они будут работать не столько на ожидаемый результат, а будут направлять свои действия для того, чтобы испортить кампанию той или иной политической силы», — полагает Владимир Фесенко.

В то же время он считает, что грандиозных масштабов на местных выборах такая «покупка» иметь не будет, кроме выборов мэров в больших городах. «Ну, естественно, могут заводить своих кандидатов, но необходимо объективно оценивать ситуацию, — говорит Фесенко. — У абсолютного большинства непарламентских политических сил практически нет шансов попасть в местные советы, за исключением Гриценко, Тягнибока, Яценюка в Западной Украине. Но тут вопрос уже в том, насколько серьезно они будут заниматься формированием кандидатского корпуса, насколько серьезно они будут контролировать этот процесс. Заводить, к примеру, своих кандидатов смогут и через «Батькивщину». Такая технология существует. Я не исключаю, что Партия регионов может попробовать завести своих кандидатов, и думаю, что они смогут сделать это через «Сильную Украину». А делать это через какие-то малые партии смысла нет. И тратить на это деньги также никто не будет, поскольку шансов у малых политических сил практически нет. Тем более, что интерес Партии регионов будет состоять в том, чтобы продемонстрировать результат, потому что для них делиться голосами с другими политическими партиями смысла нет»
.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: и Партия регионов, и политсила Юлии Тимошенко – как бы она не называлась – БЮТ или «Батькивщина» — несомненно, будут стремиться на предстоящих местных выборах пытаться через различные технологии отсечь конкурентов на «своих» электоральных полях, чтобы закрепить за собой имидж двух самых крупных и ведущих политических сил современной Украины. Так как, безусловно, рассматривают эти выборы в качестве генеральной репетиции выборов парламентских и даже президентских.

Алексей ПЕТРУНЯ

Комментирование закрыто.