Ожившая история медицины

21. июня 2010 | От | Категория: правда, Рекомендуем прочесть

Тишина Национальному музею медицины Украины только снится: экскурсанты, которые здесь ходят толпами, вздыхают, охают, а самые впечатлительные могут и чувств лишиться. Расположенный в самом центре Киева, он является одним из самых больших и оригинальных медицинских музеев не только в Украине, но и в Европе. В нем представлено развитие медицины с древнейших времен до наших дней. В основу организации музея положена новейшая концепция музееведения, которая позволила использовать научно-методические и документальные материалы и экспонаты в комплексе с архитектурными, художественно-техническими и аудио-визуальными средствами. Кроме стендовой экспозиции здесь созданы оригинальные интерьеры с фигурами известных ученых и врачей, диорамы, посвященные наиболее выдающимся событиям в украинской медицине. Чем же так привлекает экспозиция не только киевлян, но и многочисленных гостей столицы Украины? Об этом мы говорим с директором музея, заслуженным врачом Украины, доктором медицинских наук Вадимом ШИПУЛИНЫМ.

Они же как настоящие

— Расскажу вам один любопытный случай, — начал нашу беседу молодой и энергичный директор. — Пока кабинет известного украинского врача, академика Заболотного обустраивался, фигуру ученого «посадили» в библиотеке. Зашел посетитель, видит: человек за столом. Хотел у него что-то спросить, окликнул

– тот молчит. Тронул за плечо – не реагирует. Он его по спине: мол, мужик, чего не отвечаешь? Муляж упал, а ног-то у него нет! Посетитель решил, что у него на глазах умирает человек – и сам чуть в обморок не грохнулся. «Скорую помощь» вызвал! Это одно из ярких свидетельств того, что фигуры врачей, пациентов, воссозданная обстановка больниц и операционных давнего времени, выглядят, как настоящие, как «живые» и производят на посетителей просто неизгладимое впечатление.

Когда в 1982 году музей открылся, все ахнули! В залах были не только уникальные экспонаты типа аптеки XVIII века, привезенной из Стрыя Львовской области. Здесь у операционного стола работали ну прямо натуральные Николай Пирогов и Владимир Караваев, Даниил Заболотный – за микроскопом, Василий Образцов – у постели тяжело больной. В аптеке – аптекарь, а в сельской избе – земский врач. И все они «ожили», благодаря уникальному мастеру Спартаку Британу. Этот замечательный скульптор, разработавший уникальную технологию воспроизведения человеческих фигур, несмотря на свой 78-летний возраст, работает у нас и ныне. В нашем музее установлены шестнадцать так называемых портретных фигур, совершенно не отличимых от живых людей. Но такие же муляжи украшают музеи в Каунасе и Калининграде, Санкт-Петербурге и Бердянске, Виннице и Львове. Кстати, его работы есть в усадьбе-музее великого хирурга Николая Пирогова под Винницей. Среди «героев» Британа – хирург Пирогов и английский океанограф Томсон, неизвестный аптекарь и северный шаман. И все они выглядят, как живые. Сегодня Спартак Максимович работает над фигурой главы правительства царской России Столыпина, который в сентябре 1911 года умер в Киеве после того, как его смертельно ранили в оперном театре. Будет воссоздан интерьер той самой операционной, где знаменитый киевский профессор Яновский пытался спасти жизнь премьеру-реформатору. Можете взглянуть на макет будущей экспозиции. Поверьте, и эти фигуры будут выглядеть, как живые.

— Видимо, такого эффекта и добивался создатель музея Александр Грандо?

— Конечно же. Известный врач и подвижник Александр Грандо воплотил свою мечту: создать музей отечественной медицины таким, чтобы здесь не просто были собраны экспонаты, а чтобы люди могли прочувствовать историю. Профессор, преподаватель столичного вуза Александр Грандо имел возможность вести размеренную обеспеченную жизнь, но нашел себе занятие, которое коллег приводило в изумление. И руководил музеем со дня открытия до 2005 года.

— Говорят, что это здание музея тесно связано с именем писателя Михаила Булгакова?

— Он описал его в том эпизоде романа «Белая гвардия», когда Николка Турбин в городском морге ищет тело полковника Най-Турса. Почему именно это здание? Дело в том, что до Октябрьской революции 1917 года тут учились студенты медицинского факультета университета Святого Владимира, здесь они сдавали экзамены. Причем, очень сложные экзамены: один – по гистологии, другой – по анатомии. Проводились эти испытания после третьего семестра, и мало кому удавалось после первого раза их сдать. Биографы Булгакова почему-то замалчивают это факт, но Михаил Афанасьевич с первого раза не сдал гистологию и был вынужден пойти в академотпуск. Может быть, именно этот случай так негативно запомнился Булгакову, что он решил в столь пасмурных тонах описать тот морг, особенно, его запах.

Аналогов нет

— А как создавался музей?

— Начну с того, что мы находимся в здании бывшего Анатомического театра Киевского университета, которое было построено по проекту известного архитектора А.Беретти в 1853 году и является памятником архитектуры XIX столетия. Это тот самый Беретти, который спроектировал и «красный» корпус университета. Музей начали создавать еще в 70-е годы прошлого века. Однако торжественное открытие, которое приурочили к 1500-летию Киева, состоялось в 1982 году. И он мгновенно завоевал популярность, которой пользуется и сейчас. В советские времена руководитель Украины Владимир Шербицкий любил приводить сюда высоких зарубежных гостей. Был тут, например, экс-президент Франции Жак Ширак. Музей посещал и знаменитый американский миллиардер и филантроп Арманд Хаммер. Он побывал здесь в три часа ночи в 1986 году, после Чернобыльской катастрофы, со своим зятем доктором Гейблом, приезжавшим помогать пострадавшим от последствий аварии на ЧАЭС.

— В чем же уникальность киевского музея медицины? Есть ли у него аналоги?

— Приведу вам один пример. После того, как он открылся, его создателю профессору Александру Грандо предложили пост члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР и квартиру в Москве с условием, чтобы там создал нечто подобное. Под это даже Шереметьевский дворец выделялся. Но Грандо был патриотом своего города и остался в Киеве.

— Есть ли что-то подобное в Европе?

— Насколько я знаю, что-то отдаленно напоминающее есть в Риге. В Европе есть небольшие музеи медицинского профиля, но их трудно сравнить с нашим. В Украине же есть еще один музей такого профиля – это музей-усадьба Николая Пирогова под Винницей. Но он, конечно же, меньше нашего и по размерам и по наполнению экспозиций. Казалось бы, ну, что такое музей? Сложился стереотип, что это просто собрание каких-то экспонатов, интересных определенному кругу людей. Наш же музей медицины – это театр. Не случайно, здесь проходят различные представления, а его экспозиция и отдельные экспонаты используются при съемках фильмов и телепередач.

Одержимые люди

— Сколько всего человек работает в музее?

— С техническим персоналом всего 40 человек. А именно тех, кто занимается экспозицией и фондами музея – одиннадцать. Все люди – одержимые своим делом. Многие работают уже очень давно. Наши сотрудники помогают сейчас созданию музея на территории киевского Центра охраны материнства и детей («Охматдет»). Наш музей, кстати, является членом Европейской ассоциации музей медицинского профиля. И со стороны ассоциации поступают предложения провести в нашем музее международную конференцию по обмену опытом.

— Вадим Петрович, а что собой представляют экспозиции вашего музея?

— В них освещается становление и развитие медицины в Украине с древнейших времен до наших дней. Среди экспонатов обращают на себя внимание исторические реликвии, старинный медицинский инструментарий, лекарственные растения, которые употреблялись в народной медицине, летописные источники. Особый интерес представляет натурный интерьер старинной бани времен Киевской Руси (Х-ХI столетия.), которая использовалась не только для гигиеничных целей, но и для лечения.

Возрождается также история медицинской науки в XVIII и в начале XIX столетий. Среди экспонатов можно увидеть первые медицинские учебники в России, написанные украинскими учеными, макет Киево-Могилянской академии, панораму медицинской помощи в Казацком войске, натурные интерьеры: аптека конца XVIII столетия, интерьер «Земский (сельский) врач в доме украинского крестьянина» и много других интересных исторических экспонатов.

В другом обширном разделе представлено развитие медицинского образования и медицинской науки в Украине в XIX и в начале XX веков. Демонстрируются военные комплекты медицинских инструментов того времени, выдающиеся научные работы и открытия в различных областях медицины, в частности первое в мире прижизненное установление диагноза инфаркта миокарда киевскими терапевтами В.Образцовым и М.Стражеско, открытие анатомом В.Бецем гигантских клеток в головном мозге, определение Г.Минхом и И.Мочутковским задолго до европейских ученых роли паразитов в перенесении на человека сыпного и возвратного тифов, впервые предложенная глубокая пальпация органов брюшной полости по методу одного из основателей киевской терапевтической школы В.Образцова, и много других научных достижений и открытий.

Здесь также экспонируются оригинальные интерьеры первой операционной на медицинском факультете Киевского университета с полным оснащением того времени и натуральными фигурами выдающихся хирургов Пирогова и Караваева во время операции, интерьер известного эпидемиолога профессора Заболотного. В экспозиции воспроизведены также; развитие медицинской науки в различных областях медицины XIX века в Украине, в частности, в хирургии, офтальмологии, гинекологии, патологии, бактериологии, терапии.

Еще один раздел посвящен здравоохранению и развитию медицинской науки в XX солетии. В частности, широко показана борьба с эпидемиями в Украине в двадцатые годы, организация новых медицинских учреждений и научно-исследовательских институтов, отражен вклад в отечественную науку известных ученых Украины того периода. Не обойдена вниманием и такая трагическая тема как Голодомор в Украине в 1932-1933 годы,
репрессии врачей и ученых в 1937 году. в период тоталитарного режима, участие медиков во Второй мировой войне. Этому разделу нашей истории посвящен уникальный многоплановый диорамный комплекс. Средствами диарам, экспонатов и фотографий воспроизведены также события, связанные с Чернобыльской трагедией. Экспозиция этого зала заканчивается деятельностью созданной в Украине в девяностых годах Академии медицинских Наук и развитием современной медицинской науки в Украине.

Медицина – это искусство

— Что, на ваш взгляд, больше всего поражает посетителей музея?

— Могу однозначно сказать: во-первых, камерность, неофициозность, во-вторых, театрализованность действия, когда впечатляет и интерьер, и диарамы, и фигуры, и звучащий из динамиков сопроводительный текст. Все это впечатляет и вызывает у наших посетителей массу эмоций. Ведь важно еще, как преподнести историю и сегодняшний день медицины. Показать, что медицина – это тоже искусство, а хорошие врачи – это артисты в своем деле. Причем, спасающие здоровье и жизнь людям.

— Вероятно, вы не ограничиваетесь только экспозиционной и научно-методической работой?

— Да, кроме этого, мы занимаемся и значительной издательской деятельностью. Лишь за последние годы в музее был издан альбом, в котором собранны произведения изобразительного искусства украинских художников в области истории медицины, изданы книги «Выдающиеся имена в истории украинской медицины», «Путешествие в прошлое медицины» и другие. Планируем возобновить издание первого в Украине историко-медицинского журнала под названием «Агапит». Он будет издаваться на трех языках: украинском, русском, английском. И будут в нем публиковаться статьи не только украинских авторов, но и историков медицины зарубежных стран.

— Кстати, Украина сейчас готовится к проведению в 2012 году Чемпионата Европы по футболу. К нам приедут многочисленные зарубежные гости. И они, несомненно, захотят посмотреть и наши музеи. Вы к этому готовы?

— Прежде всего, хочу отметить, что мы планируем постоянно расширять и обновлять наши экспозиции, находить новые подходы к проведению экскурсий, как групповым, так и индивидуальных. К слову, некоторые наши экскурсоводы уже сейчас могут проводить и проводят экскурсии по залам музея на английском языке.

Беседовал Алексей ПЕТРУНЯ

Tags:

Комментирование закрыто.