Блоки могут заблокировать?

21. июня 2010 | От | Категория: Новости, политика

Представляете, скоро ни БЮТ, ни НУНС, ни Блок Литвина не смогут принять участие в любых отечественных выборах. Этого не может быть, воскликнет читатель. И погорячится. Ибо идея запретить избирательным блокам быть избранными уже витает в воздухе.

Идеи живут и побеждают?

Мало того, за ее реализацию вполне серьезно выступает министр юстиции Александр Лавринович. Он уже заявил, что действующее разрешение избирательным блокам принимать участие в выборах приводит к тому, что создается чересчур большое количество политических партий, которые входят в блок за место в избирательном списке или за другое вознаграждение в обмен на поддержку выдвинутого блоком лидера в избирательных кампаниях разных уровней.

По мнению Лавриновича, если блоков как субъектов избирательного процесса не будет, то партий станет намного меньше, а ответственности у них станет больше. При этом он считает, что если партия не выполняет обязательные условия ее функционирования, нужно делать шаги по прекращению ее существования. Министр также выступает за возвращение к смешанной избирательной системе при проведении выборов в парламент. «С моей точки зрения, оптимальным вариантом для следующей избирательной кампании было бы возвращение к смешанной избирательной системе, чтобы граждане имели возможность избирать своих представителей в парламент, — сказал он. — Но в то же время, чтобы политические партии имели возможность предлагать своих кандидатов как в одномандатных округах для борьбы с другими кандидатами, так и в пропорциональной части, предлагая свои списки и свои предвыборные программы».

Лавринович отметил, что соответствующий законопроект об изменении системы выборов находится на изучении президента Украины, который после ознакомления внесет его на рассмотрение Верховной Рады.

Самое интересное, что Александр Владимирович не первый раз поднимает этот вопрос. По его утверждению, избирательные блоки в украинском исполнении — это одноразовый инструмент попадания во власть. «В настоящий момент это стало, я сказал бы даже, эпидемией для местных выборов, где существуют такие блоки, которые носят исключительно именной характер, — отметил Лавринович. — То есть, по сути избирается только один человек. В настоящий момент есть блок, то есть, есть набор определенных партий. На других выборах может быть с этим самым брендом совсем другой набор партий. И эти новые скажут: а мы к этому вообще не причастны, это там были те, они принимали решения. А мы что? Мы же пушистые, у нас все в порядке».
Напомним, в нынешнем составе Верховной Рады присутствуют три блока партий — БЮТ, Блок Литвина и блок «Наша Украина-Народная самооборона». Самым большим блоком в ВР на сегодняшний день является БЮТ. Следовательно идея Лавриновича, в случае, если таковая будет узаконена, нанесет удар в первую очередь именно по команде Юлии Тимошенко, которая, как известно, уже и так значительно поредела. И, судя по всему, этот процесс будет продолжаться.

При этом, думается, нужно не забывать , что кроме блоков, действующих на общенациональном уровне, есть еще немало блоков или блочков, которые играют значительную роль в местных выборов. Только в Киеве можно назвать и Блок Кличко, и Блок Черновецкого. А вообще по стране каких-то только блочных объединений за последнее время не возникло! Каждый солидный бизнесмен в Закарпатье или на Харьковщине, в Крыму или на Черниговщине считает своим долгом наряду с покупкой предприятия или строительством виллы, сколотить политический блок имени его любимого. Не говоря уже о чиновниках высокого на уровне области или города уровня.

Что им «светит»?

Что будут делать в ситуации блоки, если все-таки решение о табу на участие блоков, особенно именных, в избирательном процессе, будет принято? Одним из выходов из создавшейся ситуации видится такой. Блоки вынуждены будут просто трансформироваться в политические партии. Формально это связано с юридической перерегистрацией. Но суть-то гораздо глубже. Ведь сами блоки состоят из нескольких партий, которые не только исповедуют свои принципы, но и имеют своих лидеров. И, если блок, — это объединение на компромиссной основе политических сил, в той или иной мере гарантирующее попадание в проходную часть списка лидеров этих партий и их ближайшего окружения, то на какой основе будет формироваться список «разблокированной» новой партии? Или тем, кто все же решит идти на выборы не самостоятельно, а примкнуть к единому лидеру, придется самим влиться в его партию? Как говорится, есть над чем подумать.

Правда, есть еще один путь, которым могут пойти ныне действующие блоки. Их представители в парламенте горячо поддерживают изменения в законы о выборах в Верховную Раду и местные органы власти, суть которых сведется к возвращению пропорционально-мажоритарной системы или вовсе внедрения «мажоритарки». В чем тут соль? При таком раскладе разрозненные на первый взгляд, но дружественные по сути партии проводят своих людей в парламент и местные органы власти, а уже там формируют свои фракции. Этот вариант насколько трудновыполнимый и полуфантастический, настолько и рискованный. Ведь при нынешней ситуации, когда практически вся полнота власти в центре и на местах принадлежит Партии регионов, пробиться через «мажоритарку» в любом регионе будет оч-чень сложно.

Краеугольный камень

Тем не менее, сама идея Лавриновича, несомненно, имеет рациональное зерно. Ведь не секрет, что как раньше, так и сейчас многие мелкие партии блокируются ради одной единственной цели — пройти процентный барьер для прохождения в такие желанные для них органы власти. О том, чем они будут заниматься туда попав, мало кто из них думает. И зачастую получается, что внутри самих блоков возникают различные течения, мешающие им выработать единую модель поведения. Это мы видели, кстати, на примере блока «Наша Украина – Народная самооборона». Созданный из разных партий под президента Виктора Ющенко, он начал проявлять колебания от «генеральной линии» в период ослабления позиций главы государства. Центробежные силы, появившиеся в связи с эти в нем, фактически привели не только к ослаблению самого блока, но и возникновению групп и группировок со своей автономной позицией.

С другой стороны, как отмечают политологи, в этой идее нет ничего особенно нового. Ведь фактически Лавринович озвучил другими словами идею о двухпартийной системе. Так как запрещение блоков, как и повышение барьера, может привести к тому, что в Верховной Раде окажутся только две или максимум три самых крупных партии, возглавляемых яркими лидерами.

Но, если еще недавно самыми мощными политсилами на просторах Украины считались Партия регионов и БЮТ, то, не исключено, что совсем скоро первая сила будет значительно превосходить вторую. Но, чтобы уже окончательно оформить это превосходство, видимо, и возникают идеи, подобные той, что озвучил Александр Лавринович. В случае их реализации, не исключено, и в парламент, и в местные органы власти на последующих выборах в основном могут пройти представители правящей Партии регионов и их союзники, с которыми она сумеет поделиться частью своего электората.
А вот судьба оппозиционных нынешней власти политических сил на таких выборах выглядит довольно незавидно. Если, конечно, эти самые оппозиционные силы так и будут, по традиции переругиваясь и обвиняя друг друга во всех смертных грехах, тянуть одеяло на себя, не предпринимая никаких усилий, даже наступив на личные амбиции лидеров, отбросив экономические и идеологические разногласия.

Тогда, естественно, эти политические силы, несмотря на то, что в сумме представляют довольно крупный массив избирателей, станут по отдельности легкой добычей сплоченной и хорошо организованной команды, пришедшей, кстати, во многом на волне народного недовольства предыдущей властью, к управлению государством по имени Украина.

Несомненно, реализация идеи Лавриновича может быть лишь одним из камушков в выстраиваемую стену, которая может стать довольно серьезным барьером для возвращения к власти тех, кто правил страной предыдущие пять лет. Однако, думается, что не такие камни будут краеугольными. Основу этой стены могут создать только решительные и кардинальные социально-экономические реформы, когда государство сумеет совершить прорыв в своем развитии, а люди почувствуют, что им не на словах, а реально стало жить лучше.

Алексей ПЕТРУНЯ

Tags: ,

Комментирование закрыто.