Морская держава или страна у моря?

25. марта 2010 | От | Категория: Новости, ситуация

Ситуация, которая сложилась в отечественной морской отрасли, не может не вызывать тревоги. Новой власти досталась доведенная до банкротства и разворованная структура некогда морской державы, которая все больше превращается в просто некую страну у моря. Процесс этот совершался годами. И на то, чтобы что-то исправить в ситуации, видимо, тоже понадобятся годы.

ЧП с ЧМП

Характерным примером вышесказанного стал развал процветавшего в прежние годы крупнейшего морского предприятия не только Украины, но и мира — Черноморского морского пароходства, базирующегося в Одессе. Сейчас там проходит процесс санации для подготовки предприятия к приватизации, то есть передачи в частные руки.

Об истории развала в начале 90-х годов ЧМП написано немало. И хотя на протяжении последнего десятилетия были предприняты несколько попыток спасти пароходство (вопрос о его судьбе несколько раз выносился на рассмотрение парламента), активное разворовывание старейшего и крупнейшего судоходного предприятия Европы не прекращалось ни на один день. В результате предприятие, считавшееся гордостью советского и украинского флота, ныне пребывает в крайне плачевном состоянии.

Недавно с трибуны Верховной Рады о ситуации, связанной с ЧМП рассказал народный депутат от КПУ Евгений Царьков. Он обратился с депутатским запросом к президенту Украины. «На памяти одесситов и всего нашего народа глубоко травмирующая рана — разграбление Черноморского морского пароходства, — отметил он. — Как вы знаете, уже окончательно уничтожено Азовское морское пароходство. На грани – Дунайское пароходство, которое выдержало югославский кризис, но не в состоянии бороться с коррупционным украинским. Фракция КПУ, моряки и ветераны пароходства связывают это еще и с тем, что в стране нет государственной программы развития морского флота в Украине».

Депутат призвал принять срочные меры для приостановки процедур банкротства и санации ЧМП, вернуть его имущество, которое было незаконно отчуждено, создать специальную государственную комиссию из состава специалистов ГПУ, СБУ, Минтранса по вопросам искусственного банкротства и возобновления деятельности ЧМП, создать Временную следственную комиссии ВР по этому вопросу.

Со своей стороны к руководству Украины обратились ветераны ЧМП. «Уважаемые господа, ветераны ГСК «ЧМП», (и мы думаем, что нас поддержат ветераны Азовского морского пароходства и Украинское Дунайского пароходства), обращаемся к вам, как к руководителям страны, депутатам, которых мы выбирали, проявить свое мужество и совесть, немедленно принять закон об остановке банкротства ГСК «ЧМП», возвращения имущества, которое уже продали, назначить на руководящие должности морской отрасли достойных специалистов, на конкурсной основе с участием и рекомендациями ассоциаций капитанов и механиков Черноморского бассейна, — говорится в этом документе. — Судоремонтные предприятия сокращаются, докеры и судоремонтники теряют рабочие места. Наши судостроительные заводы не строят суда для флота Украины. Наши морские учебные заведения готовят специалистов для судовладельцев других государств, а не для родной Украины. Наши моряки должны работать на национальном флоте Украины и быть защищены, а не находиться в плену у пиратов. Мы надеемся на вашу порядочность, честь и совесть в защите ГСК «ЧМП» и морской отрасли Украины, ибо, сам Бог дал Украине выход в море, сделав ее морской державой».

Отметим, что развал ЧМП начался с 1993 года после «исторического» указа президента Украины Леонида Кравчука, на основании которого крупнейшее в мире пароходство было реорганизовано в акционерный судоходный концерн «Бласко». Тогда под залог украинских судов получались многомиллионные иностранные кредиты, которые в силу известных заранее условий невозможно было вернуть инвесторам. Поэтому управленцы для погашения кабальных долгов государства приняли решения о продаже и залоговых действиях в отношении большинства судов ЧМП. За два года украинские суда были арестованы в портах по всему миру. Предметом охоты иностранных компаний стали наиболее современные, комфортабельные и конкурентоспособные корабли. А государство практически ничего не предпринимало для освобождения судов ЧМП.

Что представляло собой Черноморское морское пароходство начала 1990-х годов и что осталось Украине? В советское время ЧМП владело в общей сложности 360 судами, из которых 260 сухогрузов (вместимостью свыше 3 млн. тонн), более 30 пассажирских судов, тремя судостроительными заводами. В ЧМП трудились 27 тысяч человек, основные фонды оценивались почти в 5 млрд. долларов США. Сегодня на балансе — лишь один катамаран прогулочного типа «Хаджибей». В самом ЧМП — санация и процедура банкротства. Свыше 22 тысяч украинских моряков работают под иностранными флагами и приезжают в свою страну и семьи, словно в гости. До 2009 года было сменено 9 президентов компании! В 2006-ом была введена искусственная процедура санации ЧМП. На сегодняшний день разграблено все, что есть на воде, но осталось еще имущество на суше. Как стало известно, выставлены на продажу такие известные объекты, как Дворец культуры моряков в сердце Одессы и Межрейсовая база моряков в Аркадии, а также другое имущество ЧМП. Интересно, что для погашения чистого долга ЧМП перед кредиторами достаточно 1% от ВВП страны в денежном эквиваленте. Взамен в перспективе можно получить от 8 до 12% его увеличения, не считая десятков тысяч рабочих мест для моряков и работников пароходства, восстановление флота в стране и мировой престиж державы.
Камо грядеши?

Примечательно, что судьба ЧМП – лишь один из примеров доведения морской отрасли до полного развала, угрожающего не только экономическим, но и геополитическим и национальным интересам Украины. «Тезис «Украина — морская держава» воспринимается сейчас как аксиома, — говорит заместитель главы парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий. — И неудивительно. Из причерноморских государств Украина имеет самую большую протяженность приморской полосы, развитый морехозяйственный комплекс. В частности, 19 из 40 морских портов Причерноморья расположены именно у нас. Вместе с тем тенденции развития морской отрасли свидетельствуют о другом — постепенном превращении Украины из морской державы в «страну у моря». От некогда самого большого в мире Черноморского морского пароходства остались одни воспоминания. Сложные времена переживают и другие национальные судоходные компании. Экономический кризис повлиял также на работу портов. За девять месяцев 2009 года грузооборот портов Украины сократился на 21% — до 80 млн. тонн. Конечно, проще всего было бы свалить все на кризис, если бы за это же время грузооборот российских портов не увеличился на 8% — до 368,6 млн. тонн, а грузооборот портов Южного бассейна, составляющих главную конкуренцию украинским портовикам, — вообще на 14%, до 134,8 млн. тонн. Следовательно, причину стоит искать в другом, а именно — в очевидном невнимании украинской власти к морской отрасли страны. Вернее, даже не в невнимании, а в отношении к ней как к своего рода дойной корове. За последние пять лет во главе Минтранссвязи не было ни одного руководителя, которого можно было бы назвать профессионалом в транспортной сфере. Все они были политическими назначенцами, что во многом и определяло их поведение».

Среди причин, которые довели морскую отрасль до такого состояния, Сергей Гриневецкий отмечает отсутствие со стороны государства политики защиты интересов Украины как морской державы в акватории Черного и Азовского морей, а также интересов отечественных судовладельцев на международной арене. Есть и еще одна актуальная проблема. Украинское Дунайское пароходство, например, сегодня сталкивается с проблемой, характерной для многих судоходных компаний Украины, — старением флота. Уже в августе прошлого года руководство государственной судоходной компании ОАО «Украинское Дунайское пароходство» заявило об угрозе полного краха компании из-за убытков вследствие изношенности флота, ареста ряда судов.

Немаловажен и тот факт, что наши парламентарии, так много говорящие о защите национальных интересов, поддержке и развитии стратегически важных предприятий, в том числе, и морской отрасли, когда доходит дело до решений, действуют по принципу «Не делом, а словом». Вот свежий пример. Верховная Рада Украины отклонила законопроект №4447 «О внесении изменений в закон Украины «О первоочередных мерах относительно предотвращения негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (относительно поддержки предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства)». В законопроекте с целью поддержки таких предприятий предлагалось обязать Национальный банк Украины установить льготную учетную ставку НБУ в размере не выше 3%; ввести ограничение банковским учреждениям, которые кредитуют соответствующие предприятия максимальной кредитной ставки 5% годовых при условии, если средства для такого кредитования были получены банковскими учреждениями по льготной учетной ставке НБУ. Кроме того, проектом предлагалось утвердить перечень таких предприятий. Среди прочих, кстати, в перечень вошли Феодосийская судостроительная компания «Море», ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара», Феодосийский морской торговый порт, Керченский морской торговый порт, Евпаторийский морской торговый порт, Ялтинский морской торговый порт, «Украинское Дунайское пароходство» и другие. Что тут добавить?

Хотя добавить, конечно же есть что. Новому руководству страны, видимо, все же нужно осознать, что у Украины огромный морской потенциал. Благодаря ему она имеет возможность и должна стать морским центром Черноморско-Азовского региона. Определяющим фактором при этом следует признать неразрывное единство таких факторов, как морская инфраструктура, морское законодательство и морские кадры. Иначе Украина окончательно превратится просто в страну у моря.

Алексей ПЕТРУНЯ

Tags: ,

Оставьте комментарий