Жизни, подаренные дважды

22. февраля 2010 | От | Категория: Рекомендуем прочесть, Человеческое измерение

«Когда ребенок падает, ангел подставляет руки», — в этом ободряющем давнем афоризме фактически заключено совершенно новое видение хирургии детства в уникальном научно-практическом портрете отделения хирургической коррекции врожденных пороков развития у детей в составе Института педиатрии, акушерства и гинекологии АМН Украины. В публикации «Счастливые развязки наперекор судьбе», размещенной в одном их предыдущих номеров «Правды Украины», рассказывалось лишь о некоторых возможностях непревзойденной клиники. Удивительные данные привлекли внимание читателей, ибо газета, по сути, впервые обрисовала перед общественностью предельно высокий уровень важного направления. И вот руководитель отделения Алексей Слепов и ведущий научный сотрудник Василий Сорока, детские хирурги Божьей милостью, как бы ведут нас кругом своих великих дел.

Учитывая само предназначение и специализацию отделения, каждое оперативное вмешательство, выполняемое здесь, — битва с неотвратимостью, причем без каких-либо метафор. Итак, в течение года помощь оказывается примерно 400 детям, из них каждый десятый – новорожденный. Если вдуматься в суть вещей, это – контуры подвига.

Но как становятся врачами единой страсти? Алексей Слепов вырос в Боярке, в годы, когда имя Николая Островского, участвовавшего в строительстве отсюда узкоколейки для спасения Киева после гражданских потрясений, было окружено в лесном оазисе достойным вниманием. Ореол этого образа сопровождал его. А профессиональное тяготение предопределялось примером мамы, медицинской сестры с фронтовой биографией Натальи Семеновны Слеповой. Путь вперед, таким образом, был избран с юности. Поступил в семидесятых годах в Киевский медицинский институт, но со второй попытки, хотя в школе отлично учился. И год работы на станции скорой помощи санитаром гематологической бригады дал очень многое для уяснения вызовов, встающих перед медициной в гуще самой жизни. К окончанию института с отличием специальностью на все годы легла детская хирургия, во многом благодаря влекущему примеру первого учителя в этой отрасли профессора Николая Борисовича Ситковского. С 1982 года доктор медицинских наук Алексей Слепов трудится в этих стенах.

В фарватере судьбоносных решений

— Алексей Константинович, потенциал специалиста фактически экстремальных возможностей виден наиболее отчетливо в его диссертационном восхождении. В этом смысле ваша кандидатская диссертация «Диагностика и лечение врожденных пороков развития с синдромом дыхательной недостаточности у новорожденных и детей грудного возраста», а затем докторская работа, защищенная спустя 12 лет «Хирургическое лечение внутригрудных компрессий дыхательный путей у детей» говорят о мужественных и в то же время точно рассчитанных хирургических штурмах. Что внесли эти исследования на сложных вертикалях бытия в программе института?

— Это и впрямь новые подходы к проблемам врожденных пороков грудной клетки у детей и своевременного обнаружения синдромов сдавления внутригрудных органов у детей, опять-таки, врожденного характера, со своевременной коррекцией. Этим работам отдано около четверти века исканий, и, думается, в медицину детства в Украине привнесены определенные, принципиально новые возможности. Например, впервые разработана классификация внутригрудных сдавлений дыхательный путей у детей, которой раньше просто не существовало.

Но нельзя не сказать о главном: наличие в Украине такой клиники – прямая заслуга многолетнего директора нашего Института, почетного гражданина Киева, академика трех академий РАМН, НАН и АМН Украины Елены Михайловны Лукьяновой и ее преемника, академика АМН Украины Юрия Геннадьевича Антипкина. Хирургический блок в рамках традиционного педиатрического и акушерского учреждения был создан впервые. Причем создан стратегически мудро: его задачи и шаги были сразу же сопряжены с позициями пренатальной диагностики, обнаружением тех или иных дефектов в развитии плода еще в утробе матери, а значит едиными действиями диагностов таких сбоев, а затем акушеров и хирургов. Я хотел бы назвать имена замечательных наших союзников в таком движении. Это, в частности, Ирина Юрьевна Гордиенко, вместе с которой разгадывается прогноз при дородовом выявлении дефекта, акушеры Юлия Владимировна Давыдова, Сергей Николаевич Янюта, Лариса Евгеньевна Туманова, Татьяна Васильевна Авраменко. Очень ощутима и координирующая помощь высококвалифицированного акушера-гинеколога заместителя директора Института профессора Василия Васильевича Подольского. Конкретные подробности таковы. Если, скажем, предвидится рождение ребенка с дефектом передней брюшной стенки, сразу же после кесарева сечения новорожденный, иногда весом 1,5 кг, попадает в бережные руки хирурга. И спасительная операция следует через 10 минут!

Среди пятидесяти дерзновенных

— В 2006 году концептуально определился профиль отделения, которое, уважаемый Алексей Константинович, вы возглавили. К слову, в одном из свежих номеров журнала «Фокус», среди 50 выдающихся врачей Украины, рядом значатся два имени – Алексей Слепов и Любовь Слепова. Это, видимо, также жизнеспасающий тандем?

— Бесспорно. Но мне было бы приятно добавить, что детскую хирургию, как специальность избрал и мой сын Евгений Слепов, успешно работающий в Киевской областной детской больнице. Что касается Любови Федоровны, с которой неразделимы наши жизненная и медицинские судьбы, он опытный детский анестезиолог и реаниматолог. В этом месяце, кстати, ей присвоено высокое звание Заслуженный врач Украины. Она возглавляет отделение анестезиологии и интенсивной терапии детских клиник Института. Стажировалась в этих разделах в различных клиниках, в частности, в детском госпитале Филадельфии (США). Участие команды этого отделения в «подставлении рук ангелов», как вы выразились, в дооперационных и послеоперационный периоды необычайно важно. Существенно, что для этого есть современная аппаратура для поддержания дыхания ребенка, мониторинговое наблюдение за всеми жизненно важными показателями. Недавно, например, стараниями руководителя Института, профессора Ю.Г.Антипкина, при поддержке АМН Украины, в отделении появился аппарат УЗИ. Таким образом, необходимые исследования осуществляются непосредственно у постели больного круглосуточно. Понятно, это труд, требующий воистину высокой квалификации, ибо жизнь всякий раз действительно на весах. Но для нас это – норма.

«Марсианский шлем» хирурга

— Без современной аппаратуры тихие сражения, о которых мы говорим, вряд ли были бы победоносными. И поэтому несколько слов о своеобразном «марсианском шлеме», который я вижу на вашем столе.

— Это немецкая модификация для облегчения работы хирурга, усовершенствованная умельцами известного производственного объединения имени Артема. Здесь есть осветитель и оптика, дающая увеличение в два раза. В этом шлеме я, в основном, и оперирую. Над операционным столом часто надо стоять 5-6 часов, а иногда и более манипулируя с нежными тканями и тонкими сосудами. Здесь опять-таки должно упомянуть добродетельных спутников и наставников в освоении подобных тонкостей. Им я научился в институте имени А.А.Шалимова под водительством талантливых сосудистых хирургов Н.Ф.Дрюка и С.П.Галича. Разумеется, много экспериментировал, даже на крысах, чтобы обрести необходимое мастерство.

— Но каков, коротко, диапазон проблем отделения?

— Это, к примеру, атрезии, то есть недоразвитие или сужение пищевода или иных фрагментов пищеварительного тракта, врожденные диафрагмальные грыжи и внутригрудные опухоли, врожденные «прорывы» в щите новорожденного – передней брюшной стенке. Помощь состоит, как вы понимаете, в филигранной оперативной технике, практически на уровне микрохирургии. Плюс привлечение единой стратегии, уже обрисованной выше. Именно такое сочетание умений и усилий привело к снижению в нашем отделении смертности в хирургии новорожденных с врожденными дефектами в 8-10 раз (!). Иначе говоря, это вполне мировой уровень.

— На долю этих неустанных усилий приходятся и случаи портальной гипертензии у детей, опасные повышения венозного давления в системе печеночного кровоснабжение. Немного и об этой линии фронта.

— Это опасные состояния ввиду возможных кровотечений из сосудов пищевода и т.д. Различные хирургические модификации, разработанные в отделении, позволяют помочь такому ребенку, причем с максимальным сохранением функций печени. Но в ситуацию нередко вмешивается опытнейший врач-эндоскопист Ирина Сергеевна Палкина. Входя в тонкие структуры малыша, она препаратом «склерозан» заклеивает зоны риска, и необходимость в большом вмешательстве отпадает. Ведь лучшая операция, как ни парадоксально, — это возможность избежать ее. Лучший способ профилактики — это, конечно же, успевать своевременно cдать анализы. Также необходимо делать МРТ, хотя бы раз в два года. К счастью, для тех, кто живет в Киеве сдача анализов не является проблемой, так как клиник более чем достаточно — главное выбрать ту, которая имеет статус и хороший набор персонала. Это касается не только врачей, но и рядовых медсестер. В целом же гинекология, урология и дерматология в столице развивается более чем стремительно.

Акценты профилактики

— Давайте остановимся на некоторых профилактических моментах, особенно важных, исходя из вашего опыта.

— Я бы советовал быть осторожнее и асептичнее с получением пуповинной крови и обработкой пупка новорожденных, чтобы не привнести в организм младенца инфекцию, вызывающую, в том числе и хирургические осложнения, включая синдром портальной гипертензии. И второе обстоятельство: в случае необходимости не медлить, как можно раньше обращаться к детскому хирургу. Такие мосты лежат между нашей клиникой и всеми регионами – от Чопа до Севастополя. У нас лечатся дети со всей Украины. Но совет и родителям, и коллегам – не полагаться на наитие и советы со стороны, консультироваться со знатоками.

Вблизи «мотора» пищеварения

А теперь мой вопрос к Василию Петровичу Сороке, также работающему в клинике с ранних дней ее основания.

— Не так давно в телевизионной передаче рассказывалось об опыте днепропетровской клиники в лечении болезни Гиршпрунга. А каков тут ваш капитал?

— В нашей клинике успешно прооперировано более 1000 таких детей, часть лечения которых приходится и на мою долю. Природа заболевания: отсутствие нервных узлов врожденного характера в зоне толстого кишечника, на самом деле у малыша весьма тонкого, который с первых дней рождения становится страдальцем. Его кишечник, как следует, не работает. Мы успешно применяем реконструктивно-восстановительные варианты, и при этом в основном одномоментно. Понятно, наблюдая ребеночка и в последующем. Действовать нужно без особых промедлений, иногда, в острых случаях, в периоде новорожденности. Так что наш опыт, а моя кандидатская диссертация посвящена данной проблеме в Украине, наиболее велик. Иногда приходится исправлять и ошибки, и упущения коллег. Так все выглядит в реальности, а не в иллюзии сверхвозможностей.

— И такой вопрос, Алексей Константинович! Вас и Василия Сороку, как и других ваших коллег можно сравнивать с хирургическими Атлантами клиники, но по образованию вы оба педиатры. Что даст такая гармония?

— Это и на самом деле гармония, ибо мы, в силу прекрасной педиатрической школы Киевского медицинского института, иначе чувствуем душу и сердце больного ребенка и его мамы. Мы пришли в хирургию как детские врачи.

…Большое видится на расстоянии. Я спускался по лестнице с пятого этажа педиатрического корпуса, где расположена необыкновенная обитель спасения, мимо других клиник, и отовсюду слышались детские голоса. А потом, преодолев снежную распутицу, долго всматривался в очертания этого медицинского городка, где повсюду разумно и терпеливо ведется самая важная работа на свете. Подумалось: великолепный фундамент медицины материнства и детства у нас и впрямь существует. Здесь трудятся специалисты скромного, но большого подвижничества, отстаивающие, может быть, главное для Украины – фонд ее детства. Сколько раз, например, Алексей и Любовь Слеповы вместе выезжали в другие больницы, чтобы повернуть опасную ситуацию с новорожденным или грудным ребенком, заставляя отступить смерть. И значит, время диктует: всячески укреплять эту линию новизны. Когда-то, в дни далекой войны, возникло выражение – «второй фронт». Но здесь рассказано о первом фронте, о его воителях. Пусть здравствует этот проникновенный Институт во имя жизни детей, путь и далее он укрепляется, как оплот надежды.

Юрий ВИЛЕНСКИЙ

Tags:

Комментирование закрыто.