«Приключение Электроника»: 30 лет спустя

11. января 2010 | От | Категория: правда, Рекомендуем прочесть

О съемках в Одессе вспоминают Юрий и Владимир Торсуевы, сыгравшие главные роли в детском фильме о мальчике-роботе

Справка «ПУ»

«Приключения Электроника» — 3-серийный музыкальный детский телефильм — снят в 1979 году по мотивам фантастических повестей Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэсси — неуловимый друг». Режиссер — Константин Бромберг.

Телевизионная премьера состоялась 23 марта 1980 года в кинозале одесского санатория «Украина», а 2 мая того же года фильм вышел в телеэфир. Фильм снимался в вильнюсских районах Лаздинай и Старый город (события в «заграничном городе»), в Тракайском замке (картинная галерея в «заграничном городе») и в Одессе. В нем звучит одна из самых известных детских песен начала 80-х минувшего столетия — «Крылатые качели».

В ролях: Володя Торсуев (Электроник), Юра Торсуев (Сергей Сыроежкин), Николай Гринько (профессор Громов), Елизавета Никищихина (Маша, ассистент Громова),

Вася Скромный (Макар Гусев), Оксана Алексеева (Майя Светлова), Максим Калинин (Корольков), Женя Лившиц (Чижиков), Дима Максимов (Смирнов), Валерия Солуян (Кукушкина), Николай Караченцов (Урри), Владимир Басов (Стамп), Евгений Весник (учитель математики Таратар), Лев Перфилов (Люг, гангстер в банде Стампа) и т. д.

Песни исполняют: за Сыроежкина — Елена Камбурова, за Электроника — Елена Шуенкова.

Фильм удостоен Государственной премией СССР (1982 год).

На зеленой «Макаке»

Припоминаете захватывающую историю о том, как из лаборатории профессора Громова сбегает робот Электроник, как две капли воды похожий на мальчика с журнальной обложки, внешность которого использовалась при создании «очеловеченной машины»? Обстоятельства складываются так, что «двойники» встречаются. Шестиклассник Сережа Сыроежкин берет Электроника в оборот: предлагает ему вместо себя ходить в школу и общаться с родителями. Мол, именно таким образом тот станет настоящим человеком. Вроде бы все идет по плану, но в это время зарубежная мафиозная структура похищает робота для ограбления картинной галереи, да и Сережа понимает бесперспективность своей затеи… Фильм имел грандиозный успех. Все советские девчонки были влюблены в близнецов – Вову и Юру Торсуевых, исполнивших в приключенческой киноленте ключевые роли, а мальчишки – в Оксану Алексееву, сыгравшую самую красивую девочку школы Майю Светлову… С тех пор, как на Одесской киностудии снята эта картина, минуло тридцать лет! К сожалению, скончались автор проекта Евгений Велтистов, актеры Владимир Басов, Николай Гринько, Елизавета Никищихина, Евгений Весник, а Николай Караченцов после автоаварии остался инвалидом… Киношные шестиклассники давно стали взрослыми дядями и тетями. Разбросанные жизнью по всему миру, они видятся крайне редко и, будучи людьми не публичными, почти стерлись из памяти современников. Исключение – неунывающие Электроник и Сыроежкин, которые по-прежнему на виду и не прочь пообщаться с журналистами.

— В 1979-м «розыск» близнецов киношники объявили по всему СССР: искали в Москве, Ленинграде, в Киеве, и в Одессе. Требования к Электронику и Сыроежкину были весьма суровы: близнецы должны были уметь и петь, и плясать, и на гитаре играть, и на мопеде ездить…

Владимир. Это была веселая история. Нам тогда исполнилось по 12 лет. С малолетства мы занимались музыкой, спортом, художественной самодеятельностью, но о киношной или театральной карьере для нас папа и мама даже не помышляли.

Во многом, благодаря родителям, мы были такие всесторонне развитые. Когда во втором классе нас отдали в музыкальную школу, на фортепиано, мы позанимались недолго, где-то полгода. Но в 4 классе сами нашли музыкальную школу и учились… На коньки нас опять-таки родители поставили лет в семь. Велосипеды у нас были с малолетства. Сначала трехколесные, потом — двухколесные. Причем, что на коньках, что на велосипеде, первый шаг всегда делал Юра. Хотя я старше на целых 10 минут! (Смеется, — авт.).

Юрий. И опыт вождения был. Но не благодаря родителям, а вопреки. Это от них был секрет. Получилось так, что рядом с нашим домом (жили в Лужниках), в те времена собирались московские мотоциклисты. Мы с Вовкой туда приходили, смотрели, как они делают трюки. Сначала нас просто катали, потом за руль посадили. И я отлично помню свою первую поездку. Это был «Минск» зеленый…

Володя.…Макака зеленая. (Смеется, — авт.). В фильме на «Верховину» пересели легко. В нем потом двигатель сломался и даже Электроник со всеми своим выдающимися способностями сделать ничего не мог.

…В общем, тогда нас нашли в Москве через школу №23, в которой мы учились. Юры не было на занятиях, и после уроков завуч по воспитательной работе Светлана Ивановна вызвала меня к себе в кабинет. Признаться, вначале решил, что сейчас будет разбор полетов за нарушение школьной дисциплины. Но завуч сказала: «Звонили с киностудии, и прислали вам приглашение на пробы».

Юрий. У нас был один очень интересный преподаватель – спортсмен, очень сильный фигурист. Руководил небольшой театральной студией. У нас там был и футбол, и театр теней. Мы очень серьезно занимались музыкой: фортепиано, сольфеджио…

— Если не ошибаюсь, вы пришли на пробы под номером 386, и могли запросто не пройти отбор. Переживали из-за этого?

Юрий. Возможно, это прозвучит самоуверенно, но когда мы с Володей отснялись на пробах, то на 100 процентов были уверены, что нас возьмут. У нас, действительно, здорово получилось. И понравилось всем киношникам, видевшим, как мы играем. Потом нам позвонили: «Ребята, вы подходите, понравились». Мы обрадовались! Но потом, недели через две, был другой звонок: «Вы знаете, художественный совет принял другое решение: сниматься будет один мальчик…». Мы, конечно, расстроились. Судя по всему, там были какие-то споры и не могли придти к консенсусу. Но спустя месяц все-таки решили снимать двоих.

— Как определялось, кто будет Электроником, а кто Сыроежкиным?

Юрий. Сначала решили на семейном совете – вдвоем. Мы поссорились ужасно. До драки, правда, не дошло, так как понимали, что на пробах синяки могут помешать. Больше скажу – старший брат все-таки мне уступил. Сначала мы договорились, что я буду Электроником, а Володя – Сыроежкиным. Но, когда начались съемки, режиссер поменял нас местами…

Владимир. Правда, сказали, что будут иногда менять нас местами. Чтобы зрителя запутать. В трех сериях есть кадры, где сделана рокировка. Но без слов: только проходы, пробеги. Естественно, те, кто нас знает, сразу замечает подмену. Друзья-то отличают, кто есть кто.

— Вы родились 22 апреля 1966 года. В день рождения Владимира Ленина. Говорят, ваш папа – был секретарем ЦК ВЛКСМ, и ваша семья дружила с первым отрядом космонавтов. Володей и Юрой вас назвали в честь вождя пролетариата и космонавта Гагарина?

Юрий. (Смеется, — авт.). Нет. Володю назвали в честь дедушки, а меня, действительно, в честь космонавта Юрия Гагарина. Папа с ним дружил. Юрий Алексеевич погиб, когда мы были совсем маленькие. Нам было всего по два года, но отлично помню, как мы вместе отдыхали в Переделкино. Там была конюшня: Юрий Алексеевич запрягал коней и катал нас. Мы как-то оскандалились — великому космонавту умудрились китель «подмочить». Кто именно из нас не сдержался, история умалчивает…

Со слов родителей знаем, как 22 апреля 1966 года проходил пленум ЦК ВЛКСМ, посвященный рождению В. И. Ленина. Говорили какие-то речи, как это было положено. Приветствовали, аплодировали. Потом из зала начали приходить записки в президиум с какими-то вопросами. И кто-то спросил: «Почему у Торсуева нет комсомольского значка?».

Володя.…И кто-то встал: «Вы знаете, сегодня у него родились близнецы. Всю ночь провели в роддоме и не успели заехать домой за значком».

Васю позвало море

— Тяжело было сниматься?

Владимир. Это было в радость. Мы каждый день ездили на киностудию. Интересно. К тому же, в фильме были заняты замечательные актеры: все без исключения взрослые исполнители — звезды советского кинематографа. К нам относили, разумеется, как к детям, но и как к актерам. Маленьким, правда…

— С кем-то из них подружились?

Юрий. Да, у нас и времени-то особо не было дружить. Это мы тогда жили в Одессе постоянно. А практически все взрослые актеры приезжали буквально на несколько съемочных дней и уезжали. Ведь одновременно они были заняты в других фильмах, работали в театрах…

— Когда шли съемки учились или прогуливали?

Володя. Что значит прогуливали?! Со школой очень весело вышло. Съемочный период пришелся на последнюю четверть – весну. Потом лето – каникулы. Затем — первая четверть, осень. Мы ходили в школу, подшефную Одесской киностудии. Во-первых, она была украинская, во-вторых – специализированная, с углубленным изучением английского языка. В третьих, с 8.00 у нас начинались съемки…

Юра. Когда кто-то из нас был в съемках не задействован, школу посещать приходилось. Хотя конечно у нас были некие льготы. Именно в связи с тем, что были заняты на съемках. Да, мы нормально закончили школу. Удовлетворительно.

Когда начали сниматься, учились в 6 классе. А, когда состоялась премьера, то были уже в 7-м. В общем, нам реально исполнилось 13 лет – в апреле по прибытию в Одессу отпраздновали День рождения. И начались съемки…

— Взрослые актеры подсказывали, как нужно работать?

Юрий. Да. Говорили, что в той или иной сцене хотят видеть. С ними было достаточно просто работать. Трудно ли было играть? Мне режиссер сказал: «Юра, тебе вообще ничего не надо играть, будь собой. Ты – простой хулиганистый парень, фантазер и так далее». Володе, конечно, пришлось сложнее.
Владимир. Нам было очень интересно сниматься. С одной стороны для нас это стало игрой, с другой – работа. Ведь нам платили. Ставка – 120 рублей в месяц, на руки чистыми каждый получал 107 рублей. Тогда инженеры зарабатывали приблизительно столько же.

Юрий. Два месяца мы деньги отправляли домой. Потом родители решили, что есть возможность оставлять заработанное нам. И естественно мы тратили все до копейки. Ничего не оставалось! Покупали лимонад, сладости, ездили на такси…

— Виделись ли со своими юными партнерами по фильму. Что с ними? Как сложилась их судьба?

Юрий. Почти никто из снимавшихся детей профессиональным актером не стал. Единственный Вася Скромный, который исполнял роль Гусева после «Электроника» на Одесской киностудии снялся толи в четырех, толи в пяти картинах. Более того, знаю, что он учился в какой-то театральной школе. Но видимо море все равно его позвало: он — моряк, был боцманом, а сейчас, кажется, первый помощник капитана на большом торговом судне. Еще Женя Лившиц, который играл Рыжикова-Чижикова (маленький мальчик, все время совал нос не в свои дела, — авт.), стал артистом. Он музыкант. Долгое время работал в Латинской Америке.

Владимир. … А сейчас он живет в Германии, играет в симфоническом оркестре.

— А Кукушкина?

Юрий. Она для нас тайна, покрытая мраком. Единственная из всей команды, о ком мы ничего не знаем. Зато у Оксаны Алексеевой, сыгравшей Майю Светлову, все сложилось хорошо. Она окончила Одесский политехнический институт. Сейчас у нее очень удачный бизнес во Франции. Она специалист по странам бывшего СССР. Детали я не знаю, но мы видимся иногда… Максим Калинин (по фильму – Корольков) тоже стал достаточно удачным бизнесменом. В нем еще в детстве прослеживалась такая целеустремленность. Он и тогда был очень сообразительный эрудированный парень. Самый серьезный из всех нас.

— Вам двоим, наверное, девчонки после выхода фильма письма слали, прохода не давали?

Владимир. Да. Так и было. Получали громадное количество писем. Просто чудовищное. У режиссера были скандалы с отделом писем Центрального телевидения, который требовал, чтобы он забрал оттуда горы мешков. Заваливали письмами и газету «Пионерская правда». Писали и одновременно и философские, и трогательные и какие-то очень человечные письма. И были они от детей, а не от взрослых.

После выхода картины родителям приходилось несколько раз менять номер телефона. На съемках нам осветляли волосы перекисью водорода, потом кудри снова стали темными, но нас все равно узнавали…

«Нас же двое…»

Братья Торсуевы снялись еще в трех фильмах: «Незнайка с нашего двора», «Венецианское зеркало», «Русские братья». Они поступили в Полиграфический институт, но после первого курса бросили его. Пошли на автокурсы. Получив водительские права, устроились на хлебный завод — развозили по магазинам горячие булочки. Потом была армия. Позже Володя Торсуев нашел в себе задатки политика и поступил в МГУ на философский факультет, а Юра – в институт Азии и Африки. Сейчас работают в солидных российских компаниях.

— Судя по всему, жизнь здорово вас потрепала. Скажем, в армии сложности были?

Владимир. Нас же двое. Мы с малолетства стоим друг за друга. И в армии это всем сразу стало понятно. Стоим спиной к спине: две головы, четыре руки и ноги.

Юрий. Для меня служба в Советской Армии — одно из самых ярких впечатлений в жизни. Считаю, что каждый мужчина должен знать, что такое держать в руках автомат, что такое казарма, где 100 человек народа. Со всеми вытекающими последствиями…

— Владимир, Юрий, после съемок «Электроника» минуло три десятилетия, но вас двоих ассоциируют исключительно с этим фильмом…

Владимир. С этой картиной многое связывает. Она была популярна. Ее все смотрели и смотрят до сих пор.

Юрий. Конечно, попадание на съемки здорово изменило нашу жизнь. Даже в корне. Конечно, когда окунаешься в кино, заражаешься этой болезнью, от которой лечиться абсолютно не хочется. Заболел настолько, что сейчас я студент института телевидения и радиовещания. Правда, не на актерском курсе, а на факультете менеджмента и продюсерского мастерства. То есть, закончу учебу, и сами будем снимать..
— Снимать продолжение «…Электроника»?!

Юрий. Очень хочется стать продюсерами собственной картины и сейчас все для этого делается. Пока говорить об этом рано. Но проект продолжения съемок уже есть. Более того, есть сценарий. Идея принадлежит режиссеру Константину Бромбергу. Хотя сейчас много споров на предмет того, нужно ли это продолжение. Но оно будет абсолютно другим. Недавно мы провели достаточно интересные переговоры. Думаю, что перспектива съемок есть. Сейчас решается вопрос о финансировании. Остальное – секрет, который пока раскрывать не буду.

Владимир и Юрий. Всех поздравляем с Новым годом, желаем здоровья и удачи…!

Следует отметить, что именно картина про Электроника стала поводом для бурного развития инновационных технологий для детей. С тех пор, отечественные производители дарят детям и их родителям новинки «для самых маленьких» из года в год. Теперь мы задаемся такими вопросами как: коляска трость, какую выбрать или же детский диван — игрушка, какой выбрать? Эра высоких технологий, то ж тут еще добавить.

Лариса КОЗОВАЯ, собкор «Правды Украины» из Одессы.
Фото прилагается.

Tags: ,

Оставьте комментарий