Украина не должна стать свалкой залежалых информационных технологий

15. декабря 2009 | От | Категория: Рекомендуем прочесть, Человеческое измерение

Сейчас много говорится о том, что в Украине давно назрела необходимость создать единую службу экстренной помощи по примеру многих цивилизованных стран. Тем более, что у нас есть свои, отечественные, наработки в этом плане.

Есть такое изречение: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Его можно переиначить и таким образом: «Кто умело внедряет современные информационно-аналитические системы — тот владеет миром». Именно этим — разработкой и внедрением в практику передовых информационных технологий занимается Михаил Рыжухин, прошедший серьезный путь в науке. Закончив один из самых престижных в СССР технических вузов – МФТИ, Михаил Владимирович долгие годы работал, как тогда было принято говорить, на переднем крае науки. Причем, весьма и весьма засекреченной. За его плечами работы в различных областях прикладной математики, теории оптимального управления, теории моделирования сложных систем, моделирующих комплексов и информационных технологий, опережающих свое время. Все это в использовалось в «отдельном государстве», существовавшем на территории СССР и называвшемся ВПК, и позволяло решать сложнейшие задачи, которые и не снились в то время даже таким технически и технологически продвинутым организациям, как НАСА. Сегодня Михаил Владимирович занимается вполне мирными проблемами. Компания «Специальные Интегральные Системы», генеральным директором которой он является, разрабатывает ряд крайне необходимых Украине информационно-аналитических систем. В частности – «Систему 112», благодаря которой одним телефонным звонком можно в случае необходимости вызвать на помощь все необходимые службы экстренной помощи.

— Наши политики часто твердят о необходимости быть ближе к Европе, – говорит Михаил Рыжухин. — Но это просто абстрактные политические декларации. Говоря человеческим языком, евроинтеграция — это когда любой гражданин Украины и каждый зарубежный гость сможет почувствовать себя у нас, так же комфортно, как в Европе, по крайней мере, с точки зрения безопасности. И поэтому проблема, над которой моя команда начала работать, с 2007 года — система организации оказания экстренной помощи населению по единому телефонному номеру 112. Возможно, это и является реальной предпосылкой европейской интеграции Украины.

— Приходится слышать разговоры, мол, зачем тратить бюджетные деньги на дополнительную «прослойку» в виде отдельной системы 112 между потерпевшим и экстренными службами (ЭС). В принципе не трудно запомнить номера 101, 102, 103, 104… Не проще ли выделить эти деньги на усовершенствование самих служб?

— Если провести элементарный системный анализ по данной проблеме, становится понятно – нет, не проще. Очевидно, что необходимо выделить все общие функции диспетчерских систем ЭС и свести их в одну общую точку (убрать дублирующие действия диспетчеров различных служб по приему звонка, идентификации звонящего, анализу общего характера происшествия и т.д.). Необходимо привлечь все требуемые службы для каждого конкретного случая, передать им ранее полученную информацию и обеспечить их параллельную работу по профильным анализам поступившего вызова на оказание помощи. Кроме того, нужно организовать мощный информационно-аналитический портал для всех ЭС, обеспечивающий оперативный доступ к комплексной информации при ликвидации чрезвычайной ситуации (ЧС). Фактически это требует строить систему, основываясь на принципах теории массового обслуживания, построения распределенных систем оптимального управления, автоматизированных систем поддержки принятия решений. Это и позволяет реально сократить время и поднять качество приема и отработки экстренного вызова (за счет централизованной автоматизации и параллельного подключения к звонку всех реально необходимых служб). Кроме того, это обеспечивает повышение эффективности действий ЭС по ликвидации ЧС (за счет оперативного доступа к комплексной информации). И все это благодаря «прослойке», построенной по результатам системного анализа.

— Видимо, все это займет немало времени и потребует вложения больших средств?

— Наоборот – решение, которое мы предлагаем, позволяет строить такую распределенную систему прямо сейчас, используя все наработки и реализации в уже существующих диспетчерских системах ЭС и находящихся на совершенно различных уровнях автоматизации. Собственно платформа SIS Octopus и была создана для реализации базовых принципов интеллектуальной системной интеграции (а не объединения, как это делается на Западе!) разнородных систем в рамках единой иерархической структуры решаемых задач от начала и до конца. Каждая из ЭС решает свои задачи независимо, но получает максимальную информационно-аналитическую поддержку на каждом этапе от приема вызова до решения задачи оказания помощи. То есть, с одной стороны мы не разрушаем профильные направленности ЭС (что позволяет наращивать профильные высокопрофессиональные ресурсы в рамках существующей структуры), с другой стороны строим систему принципиально нового качества.

— Здесь очень важно, чтобы помощь была гарантирована…

— Да, безусловно. Гарантированность помощи складывается из нескольких составляющих: гарантированный «дозвон» на оказание помощи, гарантированное привлечение всех необходимых ресурсов различных ЭС, наиболее быстрое выделение и прибытие всех необходимых ресурсов ЭС, оперативное обновление и доступ к информации по состоянию процесса ликвидации и, наконец, фиксация и мониторинг всех действий. Все это предусмотрено в предлагаемом решении. В частности предусмотрено, что каждый звонок и разговор будут регистрироваться, и его отработка будет контролироваться. Его нельзя будет удалить и сказать впоследствии, что никто не звонил. Все будет фиксироваться. И тот, кто проявит халатность или безразличие к крику о помощи будет привлечен к ответственности в соответствии с законодательством. А это, согласитесь, очень дисциплинирует. Так что система будет работать надежно. Правда, МЧС, к сожалению, не ведет разъяснительную работу для жителей Украины – что же это будет такое – «система 112», насколько она важна. Как правило, большинство думает, что это просто Call Центр или, в крайнем случае, «подработанная» система приема экстренных вызовов «101»

— О Системе 112 много говорится в связи с Евро-2012…

— Да. Но здесь не должно быть старой советской привычки, делать что-то новое только к праздникам. Слишком это серьезное дело. Евро, дай Бог, успешно пройдет, но на этом жизнь не закончится. И ведь мы должны создать систему «112» в первую очередь не для гостей того или иного события, а для граждан Украины. На каждый день, надежно и надолго, с учетом перспектив развития.

— Однако, если мы говорим о евроинтеграции, то не проще ли ничего нового не создавать, а взять за основу систему, работающую в одной из развитых стран континента?

— Вы задали очень важный вопрос. И логика в нем как бы есть, но сегодня Украине выпал счастливый случай, который нужно использовать грамотно. Есть возможность все построить от начала с применением самых новейших технологий и разработок. Мы вначале провели скрупулезный анализ ситуации. И вот, что он выявил. Внедрение решений, предлагаемых зарубежными производителями (ERICSSON, EADS, SIEMENS, INTERGRAPH, SWISSPHONE, и т.д.) по системе-112, которые ныне эксплуатируются в Европе и мире, требует большого объема доработок и адаптации, принципиально меняющих суть заложенного в них решения проблемы. Это вызвано большими отличиями в структуре экстренных служб в Европе и в Украине (странах СНГ), принятыми нормативными документами, регламентирующими деятельность и координацию экстренных служб и особенностями межведомственных взаимоотношений в нашей стране. Кроме того – степень интеллектуальной поддержки, которые могут обеспечить эти системы крайне низкая (это вообще характерно для импортных продуктов, которые обеспечивают прекрасный интерфейс пользователя, но часто страдают примитивностью «внутреннего» интеллекта – кроме, может быть, реализации различных Интернет-«поисковиков» и ряда других систем). Системы, эксплуатируемые в настоящее время в Европе, первично разрабатывались и внедрялись на основе технологий и подходов начала 90-х годов. Далее они развивались без кардинального внедрения современных и перспективных системных подходов построения информационных структур, системной интеграции и идеологии мультимедийных сетей – хотя бы потому, что кардинально перепроектировать архитектуру используемых систем – это дорого (для модификации использовалась в основном только современная транспортная составляющая мультимедийных потоков). В Украине могут и должны быть изначально использованы технологии и системные подходы, соответствующие сегодняшнему дню и перспективам развития. Использование накопленного нами опыта и разумный подход (без слепого копирования) к применению зарубежного опыта позволит построить наиболее эффективную и экономичную систему.

Интернет в настоящий момент полностью опирается на крупные поисковые системы и задача оптимизации сайтов под них — ежедневная работа узких специалистов в этой области. Продвижение сайта становится первоочередной задачей любой структуры, коммерческой или государственной, которая имеет желание наладить успешное применение информационных технологий. Не исключение и служба 112.

Кроме того, что очень важно, система-112 (Украина) попадает под категорию «режимных» систем с ограниченными правами доступа к служебной информации. Это требование крайне затрудняет совместную работу с зарубежными поставщиками, в частности – адаптацию решений и актуализацию баз данных. Использование поставляемых импортных специализированных аппаратных и программных модулей не обеспечивает необходимых требований по защите информации, прав доступа и прохождение сертификации в Украине. Обслуживание аналогичных импортных систем обычно производится зарубежной компанией-поставщиком, что крайне проблематично с учетом требований по защите информации и доступа к государственным тайнам. Мы не декларируем свой патриотизм, но очень бы не хотели, чтобы Украина стала, образно говоря, свалкой устаревших информационных технологий….

— Успеете ли вы в случае, если будет дано «добро», создать и внедрить систему-112 к тому же Евро-2012?

— Предварительная работа была нами проведена огромная. Но уже сегодня нужно начать готовить кадры тех, кто будет работать в системе-112 и обеспечить доподготовку имеющихся кадров диспетчеров ЭС, которым придется работать совместно с системой-112, оставаясь независимыми по решению своих профессиональных задач. Да и вообще делать многое другое. Я не политик. Поэтому не хотел бы рассуждать о плюсах и минусах былых времен. Но в ВПК существовала железная схема: вначале нужно было разработать и защитить техническое задание, затем технический проект, план внедрения, за ним рабочие проекты, далее разрабатывались спецификации программного обеспечения и оборудования, которое нужно закупать. К сожалению, в наших министерствах ныне все поставлено с ног на голову. Сначала кто-то решает, «спасая фонды текущего года», что-то закупить, а уже потом начинают выяснять, куда это все приладить. И нередко оказывается, что приладить это весьма трудно. Чиновника-то, может, за грехи и уволят, но огромные средства уже не вернешь.

— Более того, разве у нас перевелись чиновники, готовые ради обильного «отката» закупить за границей устаревшее оборудование, прикрываясь фразами о сотрудничестве с «цивилизованным миром»?

— Любым делом должны заниматься профессионалы. Этот вопрос – к профессионалам, работающим в прокуратуре, КРУ и СБУ. Работая с нашим МЧС, у нас иногда создается впечатление, что мы пытаемся плыть красивым стилем «дельфин», но… в болоте. И все же мы идем вперед — совместно с имеющим огромный опыт внедрения систем такой сложности Институтом проблем математических машин и систем НАН Украины мы разрабатываем техническое задание и проектную документацию по системе-112. ИПММС НАНУ взял на себя очень трудную роль по совместному анализу возможных решений, обеспечению научного руководства и аудита в проектировании данной системы и решению различных противоречивых межведомственных проблем ЭС, что ни одной коммерческой структуре в Украине не под силу. Этот институт возглавляет крупный украинский ученый, член-корреспондент НАН Украины, президент Академии технологических наук Украины, профессор Анатолий Алексеевич Морозов, работать с которым всегда интересно и результативно.

Как говорится, процесс пошел. Если теперь чиновники МЧС реально осознают, что правильно тратить бюджетные деньги можно только на основании разработанной проектной документации, а не проводя закупки только по необходимости потратить выделенные фонды (что бы не пропали…), мы уверены, он будет успешно доведен до конца. В Украине появится самая современная система-112. И помощь ко всем, кто в ней нуждается, будет приходить по первому зову и вовремя.

Tags:

Оставьте комментарий